Заиканием называется нарушение темпа и плавности речи. Во время разговора у малыша возникают запинки, он может растягивать слоги и звуки или повторять их по несколько раз. Подобные явления сопровождаются мышечным напряжением — судорогами губ, языка, нёба и гортани. Как правило, подобный дефект появляется в возрасте от 2 до 5 лет — во время формирования речевых навыков.
Этот недуг мешает ребенку выражать свои мысли и становится преградой в общении со сверстниками. Но если родители вовремя обратились за помощью к специалистам, в большинстве случаев удается добиться значительного улучшения или длительной ремиссии. Чем раньше начата коррекция, тем больше шансов справиться с этой сложной проблемой.
Пусковой механизм
Подобное нарушение речи могут спровоцировать как заболевания нервной системы и недуги речевых органов — глотки, гортани, носа, так и любая необычная для ребенка ситуация. Вероятность его возникновения увеличивается при наследственной предрасположенности, если заикается кто-то из родственников, а также у аллергиков и при частых респираторных заболеваниях.
Чаще всего такой недуг встречается в раннем возрасте, когда активное речевое развитие совпадает с «кризисом 3 лет» и дети очень эмоционально реагируют на любую нештатную ситуацию. Пусковым механизмом может стать любой стресс: начало посещения детского сада, развод родителей, переезд в другой город. Так что надо заранее готовить ребенка к неизбежным изменениям в образе жизни. Малыш может начать заикаться даже из-за избытка впечатлений — например, после слишком долгого сидения у телевизора или посещения цирка. Постарайтесь не перегружать малыша: развивать ребенка нужно, но следует учитывать его физические и интеллектуальные возможности.
Подобное отклонение от нормы проявляется по-разному. У одних детей оно становится заметным при стрессе, волнении, у других носит сезонный характер: усиливается осенью и весной. А кто-то тянет звуки и повторяет слоги всегда одинаково, независимо от времени суток, сезона или ситуации.
Если ребенок заикается, не перебивайте его, когда он говорит. Не делайте замечаний относительно речи, не заставляйте читать стихи перед посторонними. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойно, немного нараспев.
Комплексный подход
Лечение должно быть комплексным. Для правильной постановки диагноза и выбора тактики лечения ребенка надо показать логопеду, психиатру и психологу. Психиатр направит кроху на обследование — УЗДГ (ультразвуковую допплерографию — проверку работы сосудов), эхо-ЭГ (ультразвуковое обследование головного мозга). По результатам обследования и после осмотра врачей-специалистов будет выбран метод лечения, подобраны лекарственные препараты. Логопед будет работать над произношением, добиваться ритмичной, плавной и выразительной речи. Психолог даст рекомендации, как вести себя с малышом, научит правильному общению с ним.
Если заикание возникло внезапно, первым делом надо устранить ситуацию, травмирующую психику малыша, создать для него комфортную психологическую атмосферу. При длительном заикании необходимо сделать упор на занятия, не связанные с речью, например на развитие мелкой моторики. Решить проблему помогают также массаж, танцевальные упражнения.
Как вспомогательное средство используются и компьютерные программы, основанные на системе биологически обратной связи. Ребенок произносит слово в микрофон, а программа немного задерживает его речь, так что малыш слышит свой голос с задержкой и пытается под него подстроиться. Постепенно речь становится ровной и плавной.
Даже после нормализации речи ребенок должен еще долгое время оставаться под наблюдением специалистов. Это поможет предотвратить обострение в «кризисные периоды» – в 7–9 лет и в подростковом возрасте.
Больше полезных материалов о детском здоровье — в нашем канале на