Ошибка 1. Ребенку уже 4 месяца — пора все пробовать
Готовность к прикорму определяется не возрастом малыша. Более того, примерно до 6 месяцев организм ребенка не готов к употреблению другой еды, кроме грудного молока или смеси. Если начать прикорм до появления главного признака готовности — пищевого интереса, то это плохо скажется на аппетите ребенка. Пищевой интерес не сформируется должным образом, и хорошие отношения с едой потом будет построить сложно.
Ранний прикорм может привести к:
заболеваниям желудочно-кишечного тракта,
затормаживанию моторного развития,
отказу от еды.
Грудное вскармливание также может закончиться раньше желаемого срока, так как часть питания на себя будет перетягивать прикорм. До года очень важно сохранить молочное питание (ГВ или смесь), так как оно является основным питанием, а прикорм — дополнением.
Как не допустить ошибку
Забудьте про табличные нормы. Не слушайте педиатра, который говорит, что в 4 месяца уже пора давать сок, кабачок или кашу. Прежде чем вводить прикорм, дождитесь признаков готовности малыша к новой еде. Главные признаки — это активный пищевой интерес, угасание выталкивающего рефлекса, поддержание сидячего положения. Если малыш еще не сидит, кормить его лучше, держа кроху на ручках, спиной к себе. Не кормите ребенка, когда он лежит в шезлонге или креслице. Во-первых, в таком положении есть опасность подавиться. А во-вторых, вы отделяете малыша от общего стола, он ест не так, как взрослые, и это плохо сказывается на пищевом интересе.
Как проверить, есть ли у ребенка пищевой интерес?
Посадите его рядом, когда вся семья обедает. Если малыш будет не просто наблюдать за приемом пищи, а пытаться хватать ее, класть в рот и жевать, то он уже готов к прикорму. Но тут надо понимать, что не все попытки запихнуть в рот еду со взрослого стола — реальный пищевой интерес. Ведь дети изучают окружающий мир через рот, и им все интересно пробовать. Пищевой интерес определяется желанием малыша есть, как взрослые.
Пищевой интерес уже сформирован, если ваш малыш:
Проявляет желание попробовать еду взрослых
Тянет ручки, просит дать ему еду
Выхватывает у вас ложку с едой
Расстраивается, если в ложке нет еды
С жадностью кладет еду в рот
При попадании еды в рот не выталкивает ее
Ошибка №2. Никакого общего стола
Если ребенок не видит, как едят взрослые, то вряд ли у него появится пищевой интерес, а вы не поймете, когда придет время вводить прикорм. Малышу, который только знакомится с процессом приема пищи, нужно видеть пример взрослых, которые с аппетитом едят разную еду, чтобы понимать, что они вообще от него хотят.
Предлагать ребенку кролика, когда вся семья его не ест, — это ошибка. Да, мы хотим дать ему все самое лучшее, но какой в этом толк, если спустя пару месяцев он этого кролика никогда больше не будет есть. На самом деле малышам можно давать практически любую еду. Достаточно просто соблюдать осторожность при введении нового продукта — давать сначала кусочек и смотреть реакцию. Например, считается, что мандарины нельзя, но на самом деле это миф: аллергия у детей возникает редко. Можно давать любые, даже экзотические фрукты, любые овощи, ягоды.
Как не допустить ошибку
Есть нужно всем вместе за одним столом. Только так ребенок научится понимать, что употребление еды — это нормальный повседневный процесс, в котором ему обязательно нужно поучаствовать. Ребенку будет ценна только та еда, которую едят взрослые. Практически все блюда малыш может есть вместе с вами, даже салат оливье — для крохи можно отложить отдельную порцию овощей без соли и майонеза. Тогда вся семья будет есть одинаковую еду, и это тоже важно.
Кстати, кусочки можно давать с самого начала прикорма. Малыши вполне способны «пережевывать» пищу, даже когда у них еще нет ни одного зубика, перетирая мягкие кусочки деснами.
Если взрослые едят то, что ребенку действительно нельзя (чипсы, фастфуд, сладости), то позаботьтесь о том, чтобы во время приема пищи на столе были продукты для малыша. А если, например, вы запекаете курицу в духовке, то просто вырежьте малышу порцию из середины, где наименьшее количество специй. Кстати, специи, кроме соли, не относятся к запрещенным продуктам — натуральные пряности можно давать ребенку в умеренных количествах уже с 7-8 месяцев.
Продукты, которые действительно не стоит давать малышам до года
Соль
Сахар и любые продукты, которые его содержат
Молоко животных
Чай, сок, компот и любые другие напитки, кроме воды
Мед
Сырые и полусырые продукты животного происхождения — рыба, яйца, морепродукты, икра
Ошибка №3. Не хочешь — заставим
Любые попытки положить еду в рот ребенка без его согласия — это пищевое насилие. Отвлечения, песенки, мультики, игрушки, самолетики, залетающие в ротик, тоже относятся к насилию.
Проблема многих мам — они боятся, что малыш останется голодным. И этот страх приводит к тому, что потребности ребенка просто перестают учитывать. А ведь ключевой момент при знакомстве с новой пищей — понимание процесса еды. Малыш должен быть полностью сфокусирован на процессе приема пищи, понимать, что за продукт он ест, научиться определять, когда он наелся и когда голоден, регулировать самостоятельно количество съеденной пищи.
Насильственное кормление ведет к тому, что ребенок в будущем может стать обжорой, или наоборот, «малоежкой». Подумайте, что для вас важнее: накормить любой ценой или сформировать здоровое отношение к еде у ребенка?
Как избежать ошибки
Важно понять, что нет никаких норм по количеству съеденной пищи. Не нужно отмерять или взвешивать порцию и любой ценой пытаться скормить ее ребенку целиком. Малыш сам устанавливает свои нормы: съедает столько, сколько нужно ему, а не вам. Помните: главная задача прикорма — не накормить, а познакомить малыша с пищей, которую ест вся семья.
Ребенку интересна еда сама по себе, и не нужно отвлекать его никакими другими вещами. Хотите подогреть пищевой интерес — делайте процесс кормления более красочным. Рассказывайте малышу про продукт, который он сегодня пробует. Ешьте сами вместе с ребенком, показывайте, как вам вкусно, разрешайте ему попробовать из вашей тарелки. Периодически меняйте форму подачи: сегодня нарежьте кубиками, завтра — кружочками, сделайте фигурку из еды, например, мишку.
Ошибка №4. Опять кабачок?! Да!
Слишком однообразная еда ведет к стремительной потере пищевого интереса. Да, конечно, новые продукты нужно вводить постепенно, но это не значит, что нельзя разнообразить рацион хотя бы раз в месяц. Одна и та же каша на завтрак каждый день, приготовленная одинаковым способом, надоест даже взрослому.
Если вы будете кормить малыша очень ограниченным перечнем продуктов, то очень скоро вам придется изобретать хитрые способы, чтобы накормить кроху. Даже когда ребенок с удовольствием ест какое-то блюдо, не стоит фокусироваться на нем надолго, потому что оно все равно рано или поздно надоест малышу.
Как избежать ошибки
Предлагайте продукты различных консистенций и цветов. Используйте необычные варианты приготовления и подачи. Например, фрукты можно натереть на терке и даже сделать из них оладушки. Также можно резать их разными способами: полосочками, дольками, добавлять в каши и творожки. Фрукты и овощи разных цветов и структур, порезанные разными способами, могут увлечь малыша надолго.
Злаки можно давать не только в виде каш, но и в качестве гарниров, либо просто в виде круп. Из недоеденной каши также можно сделать оладьи с использованием муки. Когда даете на гарнир макароны, предлагайте разные формы, фигурки. Можно заменить пшеничные макароны на цельнозерновую, гречневую, рисовую лапшу.
Ошибка №5. Никаких игр с едой
Многие мамы боятся грязи на кухне, поэтому им легче и быстрее покормить ребенка самим, чем ждать, пока малыш сам справится с процессом приема пищи, а потом отмывать все вокруг. Это, конечно, выход из ситуации, но какой ценой? Ребенок перестанет проявлять инициативу и не захочет учиться есть самостоятельно, может даже начать бояться трогать еду. Неисследованная еда не вызывает желания попробовать и съесть ее, снижается пищевой интерес.
Когда ребенок разбрасывает еду, перекладывает руками или пытается опрокинуть тарелку, мамам кажется, что он просто балуется или еще хуже — издевается. На самом деле это, конечно же, не так. Малышу просто интересно изучать свойства еды. Именно поэтому с самого начала прикорма нужно позволять пробовать есть самостоятельно. Да, поначалу это будет не так идеально и аккуратно, возможно руками, но ребенку важно давать эту возможность. Ведь именно так он знакомится с продуктами и учиться есть.
Как избежать ошибки
Позволяйте есть руками, размазывать еду по столу и одежде. Малышу важно контактировать с едой, изучать свойства, структуру, консистенцию. И конечно, учиться пользоваться приборами. Это можно начинать делать с самого начала прикорма. Давайте малышу ложку и не бойтесь, что она сразу не попадет в рот — так и должно быть. Ведь навык есть самостоятельно осваивается регулярными тренировками, а не появляется в один момент, когда малышу исполняется год. Что в 8 месяцев, что в 1,5 года придется учиться. И времени это займет примерно столько же.
Не недооценивайте своего малыша — он вполне может есть сам. Старайтесь спокойно реагировать на не слишком аккуратные попытки ребенка справиться с приемом пищи. Если очень сильно переживаете за грязь на кухне, можете установить границы дозволенного и разрешать ребенку делать только то, что приемлемо для вас. Например, брать ложку с едой и помогать нести ее в рот, трогать и разминать еду, практиковать пинцетный захват — можно. А вот ронять всю тарелку на пол, размазывать еду вне стульчика — нельзя.
Что будет, если нарушен пищевой интерес
У ребенка не сформируются пищевые предпочтения, он станет избирателен в еде, начнет отказываться от новых продуктов, блюд, консистенций.
Малыш не научится понимать свое чувство голода и сытости.
Может появиться боязнь трогать еду, нежелание есть самостоятельно и даже полный отказ от еды.
Если вы правильно организуете прикорм, не будете давить на малыша и заставлять съедать определенное количество еды, то он порадует вас отличным аппетитом!