Не успел в Воронеже отгреметь скандал со слишком пристрастным досмотром школьниц перед ЕГЭ, как подобная ситуация произошла в Чувашии. 29 мая сразу несколько родителей 11-классниц написали жалобы директору Лиги безопасного интернета, члену Общественной палаты России Екатерине Мизулиной. В каждом сообщении рассказывалось о том, что при проходе рамок в воронежской школе №62 девочек ощупывали, задирали им рубашки и заставляли снимать бюстгальтеры, у которых звенели косточки. Девочек довели до слез, заявляя, что не допустят до сдачи экзамена.
3 июня стало известно, что директор воронежской школы №11 Лариса Хопрова уволилась по собственному желанию. Вероятнее всего, женщина побоялась санкций из-за ситуации с ее подопечными, которые сдавали экзамен в другой школе — №62, где и произошел указанный ранее инцидент. В этой нервозной ситуации перед ЕГЭ дети остались со своей проблемой один на один, никто не встал на их защиту.
При этом глава Минпросвещения Сергей Кравцов, заявил, что в ситуации разобрался Рособрнадзор, и нарушений в действиях сотрудников школы не нашли. «Все было сделано в соответствии с регламентом», — уверяет министр
3 июня стало известно о новом произволе при досмотре старшеклассников в средней школе в селе Яльчики Республики Чувашия. Учеников перед сдачей ЕГЭ по русскому языку вынудили раздеваться до нижнего белья при прохождении рамок. Об этом впервые сообщил телеграм-канал Mash. Снова учеников 11-х классов заставляли снимать при всех одежду или задирать блузки, футболки, в туалете разрешали находиться только 30 секунд.
В местную прокуратуру поступили жалобы на сотрудниц Рособрнадзора. Министр образования Чувашии Дмитрий Захаров заявил, что обязательно разберется в случившемся. И снова спустя сутки чиновники ответили, что никаких нарушений не было.
Член государственной экзаменационной комиссии Владимир Николаев сообщил, что учителя только проверяли школьников с помощью металлодетекторов, нет ли у них запрещенных предметов и технических средств. При этом в Сети есть записи, сделанные на видеокамеры на территории школы.
«Те факты, которые описываются в Telegram-канале у одного из блогеров, я никак не могу подтвердить», — заявил Николаев.
Сколько еще должно поступить жалоб, чтобы старшеклассники смогли спокойно попасть в класс для сдачи самого волнительного экзамена в их жизни? Мы проконсультировались с юристами, как можно действовать в подобных ситуациях.
«Личный досмотр учеников со снятием предметов одежды в требованиях проведения ГИА отсутствует»
Порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 04.04.2023 № 233/552.
Единственное средство обеспечения безопасности, предусмотренное в месте проведения экзаменов, — стационарный или переносной металлоискатель (п. 62 Порядка). Также важное условие допуска ученика к месту проведения экзамена — предъявление документа, удостоверяющего личность (п. 68 Порядка).
При этом в п. 70 Порядка проведения ГИА указано особое требование: спокойная и доброжелательная обстановка.
Участникам ГИА запрещается использование средств связи, любых средств фото или видео фиксации, а также заметок в любой форме (п. 72 Порядка). Все личные вещи участников ГИА, запрещенные к нахождению на рабочем месте (средства связи и другие посторонние предметы) хранятся в специально отведенном месте (п. 71 Порядка).
Наконец, при выявлении у участника ГИА какого-либо запрещенного предмета, или если обнаружится, что ученик сдает экзамен не самостоятельно, его могут удалить с места проведения экзамена.
Таким образом, Порядок проведения ГИА регламентирует многое, но личный досмотр учеников со снятием предметов одежды в этих требованиях отсутствует.
Какие меры в данном случае можно предпринять? Ответственность лиц, допустивших такой досмотр участников ГИА, напрямую зависит от точно зафиксированных обстоятельств случившегося и наступивших из-за этого последствий. Например, если ученик после данного досмотра сдал экзамен с неудовлетворительным результатом, то возможна подача апелляции на результат экзамена.
К сожалению, подача апелляции может привести к пересмотру оценки не в пользу ученика, поэтому подавать на нее стоит, если ученик уверен, что мог сдать экзамен хорошо, если бы не перенервничал или не был отстранен из-за действий сотрудников школы.
«Подобные действия охранников школы — преступление»
Обыск и досмотр участников ЕГЭ во время проведения экзамена законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Досматривать имеют право только правоохранительные органы. Конституция РФ, а также Семейный кодекс, закон «Об образовании», федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» направлены на то, чтобы защитить права детей, в том числе и школьников. В текстах этих законов есть четкий запрет на ущемление прав ребенка во время осуществления его образовательных прав. То есть, дети не должны подвергаться какому-либо психическому и физическому воздействию. Если ребенка не пропускают в школу и требуют совершать действия, унижающие достоинство школьника, нужно спокойно напомнить сотрудникам школы о законе. Поставить в известность родителей, директора или учителя из своей школы. Кроме того, можно позвонить на горячую линию уполномоченного по защите прав ребенка в вашем регионе. Обратиться также можно на горячую линию Министерства просвещения.
Подобные действия охранников школы должны проверяться сотрудниками Следственного комитета РФ на предмет наличия в действиях охранников признаков преступлений, предусмотренных статьями о развратных действиях, а также насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних лиц. Недопустимо заставлять детей снимать нижнее белье в целях обеспечения безопасности. Для безопасности в современных условиях предусмотрены самые различные современные устройства и решения, начиная от металлодетекторов и заканчивая средствами видеофиксации, да и самым обычным очным присутствием учителей на экзамене.
В целях недопущения подобных ситуаций родители, в первую очередь, должны быть бдительны и пояснить своим детям следующее:
никто не может принудить детей раздеваться догола ни в каких случаях обеспечения безопасности;
в случае умышленных и настойчивых действий со стороны взрослых в отношении детей необходимо резко прекратить общение с таким взрослым, отойти от него и обратиться к родителям или к педагогу (директору школы). Лучше к родителям;
в случае недопуска на экзамен в связи с несоответствием безопасности необходимо сообщить об этом родителям, директору школы и подать письменное заявление директору школы о недопуске к занятиям или экзамену.
«Про безопасность экзаменационных материалов написано много документов, а про обеспечение безопасности учеников — ни одного»
То, что назначена проверка, это правильно. Одно и то же событие можно разными словами описать, и это вызовет совершенно противоположную реакцию. Сравните, как по-разному звучит: сказать, что охрана предприняла меры для исключения проноса запрещенных предметов на место проведения экзамена, а можно сказать, что девочек заставили раздеться. Ведь так и получается в обсуждаемом случае: событие одно, а смотрят на него совершенно разными глазами. Поэтому и понадобилась проверка.
Большая юридическая проблема заключается в том, что Порядок проведения ГИА не регламентирует порядка пропуска к сдаче экзамена через различные системы контроля безопасности. Про безопасность экзаменационных материалов в документе написано много, а про обеспечение безопасности учеников, про их досмотры написано лишь следующее:
«Пункт проведения экзамена оборудуется стационарными и (или) переносными металлоискателями. Входом в ППЭ является место проведения уполномоченными лицами работ с использованием указанных металлоискателей».
Кто эти «уполномоченные лица», и в каком порядке проводятся «работы с использованием металлоискателей», не написано.
В методических рекомендациях Рособрнадзора указано: «При появлении сигнала металлоискателя организатор вне аудитории предлагает участнику экзамена показать предмет, вызывающий сигнал. Если этим предметом является запрещенное средство, в том числе средство связи, организатор вне аудитории предлагает участнику экзамена сдать данное средство в место хранения личных вещей участников экзамена или сопровождающему».
Важно! Организатор вне аудитории не прикасается к участникам экзамена и его вещам, а просит добровольно показать предмет, вызывающий сигнал переносного металлоискателя, и сдать все запрещенные средства в место хранения личных вещей участников экзамена или сопровождающему.
В случае, если участник экзамена отказывается сдавать запрещенное средство, организатор вне аудитории повторно разъясняет ему, что в соответствии с пунктом 72 Порядка он может быть не допущен до экзамена. В этом случае составляется акт о недопуске участника экзамена, отказавшегося от сдачи запрещенного средства. Указанный акт подписывают член Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) и руководитель пункта проведения экзамена (ППЭ). Акт составляется в двух экземплярах в свободной форме. Один передается председателю ГЭК, второй — участнику экзамена. Повторно к участию в ЕГЭ ученик может быть допущен только по решению председателя ГЭК.
С такими методическими рекомендациями проблемы неизбежны. Как, например, относиться к словам «предлагает участнику экзамена показать предмет, вызывающий сигнал»? Понимать, видимо, что, по мнению разработчиков инструкций, ученик обязан показать вообще любой предмет, где бы он ни находился, чем бы он ни являлся: медицинским, эстетическим изделием или частью текстильного изделия…
При этом негативные последствия согласно методичке ждут лишь тех, кто не показал запрещенный предмет. Например, смартфон. Только вот непонятно, как организатор узнает, что это не смартфон обнаружен, а пирсинг в интимной зоне? «Показывайте», — говорит методичка.
Как показать — уже другой вопрос. Этот пункт требует пересмотра для того, чтобы понимать, какие угрозы возникают, почему, как и что запрещенное обычно проносят, какими способами помимо металлоискателей можно обнаружить запрещенный предмет.
Если ученика не пропускают и требуют совершать действия, унижающие достоинство школьника, нужно напомнить о законе. Поставить в известность родителей, директора или учителя из своей школы. Кроме того, можно позвонить на горячую линию уполномоченного по защите прав ребенка в вашем регионе. Обратиться также можно на горячую линию Министерства просвещения.