Бывает так, что одни люди смотрят на жизнь легко и просто, так же легко тратят деньги, с удовольствием делают подарки друзьям и близким и им всегда и на все хватает. Другие же постоянно обеспокоены, деньги тратить боятся, ищут, где бы что купить подешевле и бесконечно участвуют в акциях. А мысль о возможных расходах приводит их в уныние. Специалисты считают, что такое отношение к деньгам закладывается в детстве. И чтобы в будущем из нашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с раннего детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их грамотно тратить. В этом нам помогут простые игры.
Самая главная игра
1. Магазин. В былые времена эта игра была у детворы одной из самых любимых. На лавочку раскладывался «товар» — цветочки, камешки, ягоды рябины, кусочки пенопласта. А в качестве денег выступали листочки или фантики от конфет.
Сюжетно-ролевая игра в «магазин» — одна из лучших и полезных экономических игр для дошкольников. С ее помощью можно объяснить ребенку многие вещи: что такое деньги и зачем они нужны, откуда деньги берутся, как грамотно их тратить и почему иногда нужно экономить.
Как организовать игру? В детских супермаркетах продается множество полезных аксессуаров: бумажные «деньги», кассовые аппараты, весы, тележки супермаркета, наборы «товаров» и т.п. Но даже без них организовать игру совсем не сложно. Собираем всевозможные коробочки из-под продуктов, пластмассовые овощи, конфеты и прочие подходящие «товары» для продуктового магазина. В хозяйственном магазине можно «продавать» детскую посудку, в мебельном — игрушечную мебель. Собачки, кошечки и прочие подходящие зверята станут товарами зоомагазина и т.п. Можно даже организовать настоящий супермаркет!
Печатный станок
Деньги с успехом заменят каштаны, желуди, ракушки, камешки, нарезанная цветная бумага, монетки. Можно «напечатать» и собственные деньги. Положите под лист белой бумаги несколько монеток и закрасьте бумагу простым карандашом. На бумаге проступит «отпечаток». Осталось только вырезать бумажные монетки — и деньги для игры готовы!
Пусть продавцом сначала побудет мама. Малыш, соответственно, будет покупателем. Он приходит в магазин с «деньгами», например, в виде каштанов, и просит продать ему «вот этого щеночка» или «вон ту конфетку». Продавец называет цену: «Два каштана» (можно и больше, если малыш уже умеет считать до 5 или 10). Ребенок отсчитывает нужное количество «денег» и получает свой товар. Если вы играете с двумя малышами, можно ввести в игру еще и кассира, у которого сначала нужно получить чек в обмен на деньги. Когда малыш освоится с ролью покупателя, пусть попробует быть продавцом. Такая нехитрая игра на самом деле очень полезна для ребенка. Она не только обучает его азам экономики, а и учит правильно вести себя в разных житейских ситуациях, иными словами, помогает в социализации.
Идем за покупками!
Где же еще обучаться азам экономики, как не в магазине! Непременно берите с собой сына или дочурку, когда отправляетесь за покупками.
2. Составляем список покупок. Попробуйте до похода в магазин составить вместе с малышом список продуктов, которые необходимо купить. Обсудите с ребенком что, в каком количестве и для чего вам нужно приобрести. Пользуясь «шпаргалкой» ищите вместе с ребенком нужный товар на полках супермаркета и складывать его в тележку. Это поможет крохе с самого раннего возраста усвоить, что покупки необходимо тщательно планировать.
3. Изучаем ценники. Займите малыша в магазине чтением ценников. Объясните маленькому экономисту значения цифр на ценниках, пусть он сравнит, что стоит дороже, скажем, баночка обычных рыбных консервов или икры. А почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле? Поговорите с ребенком на эту тему.
4. Планируем бюджет. Попробуйте вместе с ребенком записывать в течение недели, сколько денег на что тратится. Предложите сначала ребенку подумать, на что идут деньги. Потом расчертите на листе бумаги таблицу и схематически, картинками обозначьте категории расходов: еда, одежда, транспорт, здоровье, хозяйство, подарки, развлечения. Пусть маленький экономист постарается определить, какие траты к какой категории относятся. Расскажите, какие еще бывают расходы (плата за квартиру, за детский сад, пожертвования и т.п.) В конце недели подсчитайте расходы по категориям и обозначьте каждый расход в виде столбика. Так ребенку будет понятно, на что вы потратили денег больше всего, на что — меньше.
Полезные идеи
5. Копилка. Обсудите с ребенком, где следует хранить деньги. Почему нельзя класть большие суммы денег в карман и хранить все деньги дома? Расскажите, для чего нужны банковские сбережения. А чтобы понять это на практике, заведите с ребенком копилку. Объясните, что точно так же, как он складывает в нее монетку к монетке, взрослые копят деньги на крупные покупки, будь то бытовая техника или дом.
Непременно обсудите с ребенком, на что именно он хочет накопить деньги. Только в этом случае детская копилка имеет смысл: накопил — и потратил, на что хотел. Ребенок должен понимать, что ценность денег не в самих деньгах, а в том, что мы можем за них получить.
6. Монополия и компания. А в числе ваших домашних настольных игр есть «Монополия» или какая-нибудь другая экономическая игра? Играть в нее полезно всей семьей! В процессе игры у ребенка будет формироваться стратегическое мышление, что для современного человека очень важно. Полезны и другие стратегические игры: «Колонизаторы», «Каркассон», «Поселенцы» и т.п. А с ребятишками помладше можно поиграть в игру «Суперфермер».
7. Экономика со сказочными героями. Много поводов для экономических бесед с ребенком можно отыскать в детских сказках и рассказах. Во время чтения самых разных произведений, обращайте внимание малыша на профессии людей, которые встречаются на страницах книг. Например, много разных профессий показано в сказке Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Постарайтесь донести до ребенка, что каждый человек, вырастая, выбирает себе профессию по душе. Она не только приносит доход, но еще и дает возможность чувствовать себя нужным и полезным для других. На примере сказок можно обсудить и то, что герои по-разному приобретают богатство: одни трудятся, а другие нередко стремятся неблаговидными делами получить большие деньги или какие-либо другие блага для себя. Здесь уместно вспомнить работящую Золушку, Буратино, старуху из пушкинской сказки о Золотой рыбке, двух сестер из сказки «Госпожа Метелица» и других героев. Кому из них малыш симпатизирует, а кому — нет?
Оказывается, вырастить ребенка экономически грамотным совсем не сложно. Нужно просто… впустить его в свою жизнь. Вместе планируйте покупки, обсуждайте семейный бюджет, решайте, сколько денег потратить на подарки и развлечения — все это очень пригодится в будущем вашему юному экономисту!