«Мне 25 лет, из которых своего отца я видел (в сознательном возрасте) 3 раза. Он бросил маму, когда мне не было и года.
Мы жили очень тяжело. Мама меня рано отдала в ясли и вышла на работу. В садике я проводил времени больше, чем дома: приходил первым, уходил последним. В выходные со мной сидела мамина подруга — мама взяла еще одну подработку.
Первое воспоминание о родном отце — года в три. Какой-то дядя сидел на кухне и ругался с мамой из-за денег. Потом я узнал, что она подавала на алименты, но не смогла доказать его реальный доход — основной заработок был «в конверте».
Ей назначили процент от официальной зарплаты — это были какие-то копейки. И те он выплачивал раз в несколько месяцев, как большое одолжение.
Второй раз он пришел к нам в дом, когда мне было 10 лет. Мама уже к тому моменту снова вышла замуж, и «папаша» пытался заставить ее отказаться от алиментов. Он был нетрезв и пытался поднять на нее руку. Отчим, которого я считаю настоящим отцом, спустил его с лестницы.
Деньги продолжали приходить: иногда 2-3 месяца подряд, иногда полгода ничего. Мама махнула рукой — главное, чтобы больше не появлялся в нашей жизни. Знали от знакомых, что женился, потом развелся, других детей нет, пьет.
В третий раз мы случайно столкнулись на улице, когда мне было 18. Я его узнал, он меня нет. Выглядел не очень. Я обошел его стороной и надеялся, что больше никогда в жизни его не увижу.
Недавно он объявился вновь. Вспомнил, что у него есть сын. Но отцовские чувства тут не при чем. Элементарная корысть.
У него цирроз печени. II группа инвалидности. Работать не может и хочет, чтобы я теперь его содержал.
«Я на тебя алименты платил, теперь плати ты мне, — заявил этот абсолютно чужой мужик. — Мне нужны лекарства, пенсия маленькая, не хватает на все. С тебя 30 тысяч каждый месяц».
Во-первых, с чего это вдруг я должен денег человеку, который мне никто? Во-вторых, даже если бы я и хотел ему помочь, у меня годовалая дочь (он, кстати, даже не поинтересовался внучкой), жена в декрете и ипотека. Свободных денег, тем более в таком количестве, нет.
Он настаивает, что я все равно обязан платить, ведь он «свои обязательства выполнял». И обещает, что будет требовать по суду алименты, в том числе за прошедшие годы. Неужели я действительно обязан обделять настоящую семью и отдавать часть зарплаты этому человеку, только потому что он биологически имеет ко мне отношение?»
«Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях. Она же раскрывается в Семейном Кодексе Российской Федерации, где сказано: трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них.
Закон допускает освобождение от такой обязанности, если суд установит, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, в частности по воспитанию и содержанию детей. В данном случае сын должен подтвердить факт уклонения в суде.
Для этого, в первую очередь необходимо получить документы из службы судебных приставов о том, что родитель не в полном объеме уплачивал алименты. Возможно в свое время его привлекали за это к административной или уголовной ответственности. Тогда следует истребовать копии соответствующих постановлений или приговора суда.
Если же отец не занимался воспитанием сына, это можно доказать материалами о привлечении его к административной ответственности, а также показаниями свидетелей.
По совокупности доказательств, суд может сделать вывод, что отец уклонялся от выполнения своих родительских обязанностей и освободить сына от обязанности уплаты алиментов на содержание нетрудоспособного родителя.
При этом важно отметить: нетрудоспособный родитель, обратившийся за взысканием алиментов с совершеннолетнего ребенка, сам должен нуждаться в помощи. То есть, его материального положения с учетом возраста и состояния здоровья должно быть явно недостаточно для удовлетворения жизненных потребностей, в том числе потребности в лекарствах, расходов на посторонний уход, оплаты ЖКУ, иных обстоятельств.
Нетрудоспособные родители могут быть признаны нуждающимися в материальной помощи как при отсутствии у них средств к существованию, так и при явной недостаточности таких средств.
Нуждаемость в таком случае определяется путем сопоставления самостоятельных доходов таких родителей и расходов на необходимые потребности: питание, лечение, покупку одежды, и так далее. Все эти обстоятельства будет оценивать суд.
При этом сыну следует обратить внимание суда на свое непростое материальное положение, наличие у него на иждивении малолетнего ребенка. Если суд не найдет оснований для освобождения от уплаты алиментов, то эти и другие обстоятельства могут повлиять на их размер».