«Сыну 5 лет. Он очень любит наводить порядок во дворе дома и на даче — сгребает листья в кучи, снег лопаточкой чистит, сорняки вырывает на клумбах. Вначале мы все умилялись, какой у нас ребенок хозяйственный. А теперь не до смеха: он на полном серьезе заявляет, что мечтает стать дворником, когда вырастет. И говорит об этом всем — бабушке, нашим друзьям, всем. При том что у нас свой небольшой бизнес, примера дворника в семье нет».
Татьяна.
Малышу может просто нравиться порядок: он чувствует себя спокойнее и увереннее, когда все вещи лежат на своих местах, при необходимости их можно отыскать, не тратя на это лишнее время и сил. Причиной может стать и его желание лишний раз услышать слова поощрения от взрослых, которым приятна помощь малыша, и нравится его аккуратность (его даже могут ставить в пример ребятишкам, которые не убирают игрушки).
Конечно, говорить о профессиональном самоопределении в 5 лет, даже в шутку, еще очень рано. Скорее всего, беспокоиться не стоит: впереди у вашего ребенка еще достаточно интересных событий, которые могут повлиять на окончательный выбор «дела всей жизни». И совсем необязательно, что он станет именно тем, кем хочет стать сейчас. Начните расширять его представление о профессиях. Согласитесь, малышу непонятно, чем именно занимается бизнесмен, а вот работу дворника он видел много раз видел, даже делал что-то подобное сам. А это гораздо интереснее!
«Я бы в летчики пошел, пусть меня научат»
Очень часто дети дошкольного возраста начинают представлять себя дворниками, шоферами, поварами, продавцами. Конечно, делать вывод на этом основании о его способностях, талантах преждевременно.
Представьте себе ребенка в профессии. Вам это ничего не напоминает? Конечно! Это игра. Кем ребенку себя проще всего вообразить? Тем, в кого можно поиграть. Ролевые игры на определенном этапе развития малыша не только увлекательны, но и очень полезны. А игра в дочки-матери? Она явно недооценена. Именно в ней ребенок выделяет первые семейные ценности.
Способности и таланты видны не сразу. Но именно опыт, сначала игровой и сказочный, а потом все более серьезный, помогает им актуализироваться и развиваться. И в какой-то момент игра перестанет быть игрой. Выбор будет сделан. Одаренный ребенок, скажем в музыке, может проявить свои склонности и любовь к музицированию очень рано.
Если в семье исторически сложились профессиональные династии (к примеру, несколько поколений были врачами или учителями), ребенок может долго считать себя продолжателем семейной традиции, но однажды внезапно осознать, что хочет заниматься чем-то другим. Вариантов множество. Но чем больше мы сможем ребенку показать, чем шире будет сфера его интересов, тем больше он получит возможностей для выбора. И начинать этот экскурс во взрослый мир можно и нужно рано, именно на этапе игры.
Если говорить о раннем профессиональном самоопределении, первое, чем мы можем помочь маленькому человеку — включить его в большую взрослую жизнь на уровне игры. Ребенок будет взрослеть, игра усложняться, становиться все ближе к реальности.
Своей дорогой
Если родители против увлечения ребенком какой-то профессией, первое, о чем нужно задуматься — почему вам это не нравится. Эта профессия не престижна? Ему трудно будет найти работу? А может быть, вы иначе представляли себе его будущее? Ответьте честно и вспомните себя, когда выбор профессии вам только предстоял. Вы наверняка также сомневались и хотели принять решение самостоятельно. Возможно, вас расстраивало, что родители пытались вмешаться. Именно поэтому не стоит ругать и отговаривать своего ребенка: сила действия равна противодействию.
Если история происходит в дошкольном возрасте, это лишь повод больше играть с ребенком. Через какое-то время можно предложить выбирать правила игры по очереди: сегодня играем в уборку мусора, как ты придумал, а завтра в мою игру.
Устройте малышу «рекламную акцию»: найдите вместе информацию о том, кем еще можно стать. Сходите на экскурсию (в т.ч. и виртуальную), понаблюдайте за тем, как работают представители той или иной профессии, поговорите о семейных династиях и так далее. Чем больше ребенок узнает о мире профессий, тем проще и яснее станет его выбор. Тем более подготовленными окажетесь к его выбору вы. Но помните, что со временем вкусы и интересы ребенка меняются, ваша задача — обеспечить информацией и сопровождать на пути к цели.
Уже в 11-13 лет можно говорить о таких вещах, как «востребованность», «успешность», «рынок труда», обсуждать, планировать и обязательно приобретать первый профессиональный опыт. Это могут быть мастер-классы, участие в различных конкурсах, чемпионатах профессионального мастерства (Worldskills) посещение Дней открытых дверей.
Профессии будущего
О профессиях будущего говорят много. Называют специальности, связанные с деятельностью в интернет-пространстве, разработкой робототехники, биотехнологий, генетикой. Кто-то считает, что человек отдаст искусственному интеллекту все, что можно описать алгоритмом.
Если говорить о дошкольниках и профессиональном самоопределении, пожалуй, самым сложным будет подобрать понятные слова, чтобы описать ребенку, чем будут заниматься эти специалисты. Однако, самое богатое приобретение данного возраста — фантазия. То, что взрослый воспринимает как небылицу, ребенок способен принять и найти свою роль в этом почти волшебном мире будущего. Этим надо воспользоваться!
Не можете наладить отношения со свекровью? Пытаетесь подружиться с пасынком? Переживаете тяжелый развод или, наоборот, не можете решиться принять предложение? Присылайте свои истории на почту happyrodit@gmail.com с темой «вопрос психологу». Самые сложные ситуации разберут специалисты