Декрет, конечно, не отпуск. Заботы о малыше и домашние дела отнимают много сил. Однако, при всей загруженности, голова остается свободной. Самое время познакомиться с рецептами внутренней гармонии других народов. Это не просто философия, а настоящие лайфхаки счастья, которыми можно воспользоваться прямо сейчас.
Разобравшись с грубыми проблемами выживания, человечество подобралось к более тонким вопросам. Что такое счастье? Почему он столь мимолетно? Есть ли способы вызвать у себя чувство счастья или надо идти по жизни и просто надеяться, что оно осыпется на голову, точно манна небесная?
К задаче подключились ученые и выяснили, что некоторые нации осознают себя более счастливыми, а где-то в связи с этим и продолжительность жизни превысила 100 лет. Дания, Швеция и Япония. Две скандинавские страны и одна – восходящего Солнца. Любопытные авторы бросились исследовать феномен, и на полках появились уютно оформленные книги.
ХЮГГЕ
Кажется, началось все со странного датского слова «хюгге». Пожалуй, это наиболее эфемерное из трех предложенных понятий. У этого слова нет четкого определения. Точнее, в норвежском, откуда оно и пришло, есть – это «уют». Просто уют, без затей и дополнительных смыслов. Однако в датском хюгге обозначает множество состояний от «отсутствия раздражителей» до «какао при свечах». Основной компонент этого сложного блюда – чувство безопасности. Хюгге тем сильнее, чем ненастнее погода за окном. Внешний мир полон беспокойства, но Дания – тихая гавань с коротким рабочим днем и солидным пособием по безработице. Тем не менее, на долю датчан выпадает совсем немного солнечных дней и куда больше темноты, дождя и пронизывающего ветра. Неудивительно, что оплотом хюгге они считают свой дом. Он, как маяк, светит им в бурном море житейских забот.
Кроме привычного скандинавского минимализма, датчане приветствуют натуральность во всем. Если мебель, то из дерева и кожи. Если чашка, то керамика, а не стекло. Чем менее современно, тем больше хюгге. И свечи, больше свечей! Без свечей нет хюгге. И это не шутка.
Хюгге напоминает капризного и пугливого единорога. Хоть хорошая компания – неотъемлемая часть уютных посиделок, новичок в ней – не хюгге. Помните про безопасность, да? На таких посиделках принято болтать что в голову взбредет, обходя по широкой дуге политику и религию. Пока датчане не убедятся, что вы для них комфортны, приглашения на барбекю не ждите.
Интересный парадокс. По умолчанию предполагается, что все обожают сладости, поэтому они – хюгге, а морковные палочки – не очень. Вслух хюгге – интернационально, а по сути – строго регламентировано. Ведь для кого-то уют возможен и без овечьей шкуры на полу или сколоченной вместе с прадедом табуретки. Будет душевно, мирно, тепло, но не хюгге.
ЛАГОМ
Если вы утомились гадать, хюгге это или еще нет, на помощь придут практичные шведы с донельзя понятным словом «лагом». Ну то есть как… Само собой, и здесь нет точного перевода, но если вы ответите «достаточно» – не промахнетесь. Лагом – это ровно столько, сколько надо. Не слишком много и не слишком мало.
Миру, зараженному перфекционизмом и подчас демонстративными переработками, нужен лагом. Срочно. Внутривенно. Швед обстоятельно и спокойно объяснит, что финансовое благополучие – это не гонка за миллионами, а сумма, которой достаточно для комфортной жизни. Уложиться в рабочее время – это лагом. А засиживаться на работе и закрывать офис за всеми, – не лагом. Скорее всего, сотрудники подарят такому трудоголику книгу по планированию времени.
Книгу про лагом могут прикладывать к разгоряченному лбу женщины с хроническим чувством вины в отношении своих детей.
Шведы не считают, что малышам надо отдавать все возможное внимание и даже немного больше. Внимания должно быть достаточно, а вообще у родителей тоже есть личная жизнь, работа и потребность в уединении.
Ничего страшного не случится, если ребенок заскучает. Шведы полагают, что скука развивает воображение и помогает маленькому человеку научиться себя занимать.
Впрочем, не стоит видеть в этом драму и разрыв семейных связей. Лагом делает многие вещи значимыми. Если немного ограничивать себя в сладостях в течение недели, на выходных в кругу семьи домашний кекс покажется самым вкусным в мире! Если ребенок соскучился по родным, совместная прогулка с какао в термосе и бутербродами запомнится ему на долгие годы. В конце концов, можно и на работу полюбить ходить, если рабочие задачи не выливаются из ушей и есть фика. О, про фику стоит сказать отдельно! Это узаконенные перерывы в работе – для перекуса, болтовни с коллегами или прогулки. Ученые, конечно же, подтвердили, что фика улучшает концентрацию работников и повышает их продуктивность.
Друзья природы
Важным моментов в философии лагом является забота о других и окружающем мире. Надо взять достаточно: уметь делиться и не истощать природные ресурсы. Самый простой способ уменьшить выбросы в атмосферу – пересесть с автомобиля или общественного транспорта на велосипед. Шведы – заядлые велосипедисты, их не остановит даже ненастье! А легендарный порядок в их домах объяснит как раз лагом: намного проще убираться там, где нет лишних вещей, купленных спонтанно, на эмоциях или под воздействием рекламы.
Словом, лагом – наиболее практичная система взглядов, которую можно приладить к своей жизни, просто следуя простым и понятным советам.
ИКИГАЙ
Если же объединить эфемерность с практичностью, мы получим икигай. Ступеньки к нему отчасти перекликаются со скандинавскими рецептами счастья. И в то же время приводят к чему-то космическому, намного большему, чем сиюминутное ощущение уюта. На русский «икигай» можно перевести как «смысл жизни», а если чуть углубиться в нюансы – «то, ради чего хочется вставать по утрам».
Судите сами: для обретения икигай японцы советуют, например, радоваться мелочам. Не о том ли писали датчане и шведы? Как приятно шелестит дождь за окном… Какой радостный аромат источает булочка с корицей! И небо сияет лазурью в ясный день – какая красота! Все это бесплатно и в быстром доступе для всех, кто готов на время выключиться из режима достижения глобальных целей.
Японцы безусловно связывают икигай с миром – внутренним и внешним. Можно ли говорить о чувстве счастья, если эгоизм или хвастовство причиняют другим дискомфорт? Стоит ли победа в гонке за успехом (например, в бизнесе) вреда, причиненного неэкологичным способом производства? Из-за этого мир теряет устойчивость, рушится хрупкая гармония. И вот уже слышатся отголоски лагом с его призывом не брать у природы лишнего и компенсировать причиненный вред.
«Начните с малого», – советует Кен Моги, автор книги про икигай. Если уж нашли то, что приносит вам радость, не стесняйтесь быть в этом новичком.
Наслаждение процессом – тоже не новость. Однако дальше автор пишет о необходимости освободить себя. Решительно отказаться внутри от надежд на поощрение. Множество дел совершаются ради денег или похвалы. Это не икигай, ведь отсутствие поощрения неминуемо ударит по вдохновению и дело остановится.
И вот тут-то мы узнаем главное, что отличает икагай от хюгге и лагом. Это состояние не зависит от внешних обстоятельств. Хюгге привязано к набору неких атрибутов и условий, к ритуалам, лагом – к философии достаточности. Но человеку, который нашел свой икигай, никогда не будет достаточно. Он добровольно начнет стремиться к совершенству, не ожидая ничего взамен. И никогда не остановится, пока это будет его смыслом. Японцы известны своим перфекционизмом. Кажется, теперь ясно, что в его основе не всегда лежит чувство долга. И тем более не желание выделиться или стать богатым. Скорее – бесконечная влюбленность в свой икигай. В состояние потока, которое он им дарит.
Икигай может найти любой человек. Занятие, пусть даже незначительное в глазах общества, но отчего-то значимое для сердца. Зажигающее огонь ярче всех свечей. Позволяющее пережить невзгоды, не теряя оптимизма. Найти свой икигай непросто, но постарайтесь почаще думать о том, что приносит вам удовольствие. Замечайте это, записывайте, пробуйте что-то новое. И, может, однажды вы заснете в сладком предвкушении грядущего дня.
На самом деле, не так уж важно, какой путь к счастью вы выберете. Главное, чтобы дети видели на примере родителей, какими счастливыми могут стать обычные, казалось бы, дни!