Когда женщина сталкивается с такими проблемами, как невынашивание беременности или неудачи в программах ЭКО, самое логичное — идти к гинекологу, искать причины и проходить лечение. Однако нередко бывает и так, что с женским здоровьем у женщины все прекрасно, и вопрос остается без ответа. А ведь есть и другие возможные причины репродуктивных неудач, в частности — нарушениях свертывания крови.
Жизненно необходимый нам эволюционный механизм остановки кровотечений при определенных условиях может стать источником серьезных проблем. Наследственная или приобретенная предрасположенность к повышенному свертыванию крови не только повышает риски тромбозов, инсультов и инфарктов. Параллельно также значительно возрастает вероятность акушерских осложнений: выкидышей, замерших беременностей, нарушения внутриутробного питания плода, преэклампсии — серьезного осложнения второй половины беременности с резким повышением артериального давления и выделением белка с мочой, отслойки плаценты. В протоколах ЭКО у женщин с высоким риском тромбообразования эмбрионы могут не приживаться — и тут нужна разжижающая поддержка.
Почему это происходит?
Тромбоз может случиться в любом кровеносном сосуде. Если это крупная артерия или вена, мы будем видеть яркую картину, которая может различаться в зависимости от зоны поражения, но практически всегда пациент с тромбозом чувствует сильную боль. А вот поражение мелких сосудов — капилляров — болью не сопровождается, но функция кровоснабжаемого органа будет страдать.
Чтобы понять, почему случаются неудачные беременности, достаточно вспомнить, что плацента — это орган с очень интенсивным кровоснабжением. Именно от работы сосудов зависит, будет ли плод получать необходимое питание, достаточно ли будет ресурсов, чтобы беременность росла и развивалась благополучно.
Склонность к повышенному свертыванию крови может препятствовать нормальному питанию эндометрия, нарушать кровоток в системе «мать-плацента-плод». При критичных расстройствах беременность прерывается, при не столь критичных — может расти, но осложняться задержкой роста плода, отслойкой плаценты, преэклампсией.
Многие знают не понаслышке, что такое «тонкий» эндометрий. Отсутствие необходимой «пышности» не позволяет принять эмбрион и дать ему имплантироваться, поэтому даже переносы эмбрионов отменяют, если толщина эндометрия в данном цикле не достигает определенного значения. Одной из потенциальных причин «тонкого» эндометрия является нарушение его питания, кровоснабжения. Поэтому в комплексных схемах лечения используются и гирудотерапия, и разжижающие препараты.
Бесплодие как маска
Что касается проблемы бесплодия в целом, то роль нарушений свертывания и тромбофилии здесь неоднозначна. Если оплодотворения вообще не происходит, то проблемы крови тут не при чем: мужская и женская клетка «встречаются» в просвете маточной трубы и не имеют на этом этапе никакого контакта с кровью женщины.
Но порой под бесплодие маскируются ситуации, когда оплодотворение и имплантация происходят, но эмбрион отторгается на таком раннем сроке, что менструация приходит в срок, а беременность не диагностируется. В этом случае проблемы крови могут быть очень даже «при чем». Поэтому при длительном бесплодии неясного генеза обращение к гемостазиологу тоже может быть оправдано.
Разумеется, к назначению разжижающих препаратов в протоколах ЭКО и в период беременности необходимо подходить разумно и индивидуально, не злоупотребляя, но и не пропуская ситуации, когда лечение необходимо. Для этого существуют методы оценки риска нарушений свертывания крови, которыми пользуются врачи.
В зоне риска
Кому чаще всего требуется разжижающая поддержка:
Прежде всего, это женщины с отягощенным акушерским анамнезом: невынашивание, многократные неудачи имплантации, отслойка плаценты, преэклампсия или задержка роста плода во время предыдущих беременностей.
Женщины старшего репродуктивного возраста (40+).
Пациентки с сопутствующей патологией: артериальная гипертензия, ожирение, сахарный диабет, аутоиммунные заболевания, выраженный варикоз вен, особенно если хронические заболевания сочетаются с курением или возрастом старше 35 лет.
Женщины с тромбозами, инсультами, инфарктами в личном или семейном анамнезе (учитываются родственники 1-2 линии в возрасте до 55 лет).
Женщины, чьи близкие родственницы (мама, тетя, сестра) во время беременности перенесли преэклампсию, то есть резкое повышение давления после 20 недель. Это полезно уточнить у родных, если есть возможность.
Показания для консультации гемостазиолога могут возникнуть и непосредственно в период беременности, например:
При выявлении таких осложнений, как отслойка хориона или внутриматочная гематома на раннем сроке беременности.
Нарушение кровотока по допплерографии, задержка роста плода.
Многоплодие, особенно если это первая беременность, либо если возраст старше 40 лет, либо если перерыв между беременностями составил более 10 лет.
В некоторых случаях гемостазиолог может порекомендовать дополнительное обследование для исключения тромбофилии, иногда оно не требуется и определиться с тактикой ведения беременности можно без дополнительных анализов.
Но всегда нужно помнить о том, что основной фактор успеха при работе с тромбофилиями и нарушениями гемостаза — своевременность. Ранние сроки беременности являются одновременно и самыми уязвимыми, и самыми благодарными для профилактики осложнений и невынашивания.