Татьяна Пельтцер
Вот уж ирония судьбы — самая известная бабушка советского кинематографа в жизни так и не стала ни мамой, ни бабушкой. Она и замуж успела «сходить» только по ранней молодости, а потом полностью себя посвятила искусству — театру.
Первый раз Татьяна Пельтцер снялась в кино уже после 40 лет. И прежде чем стать «заслуженной бабушкой» успела побывать в ролях колхозницы, сотрудницы редакции, дворничихи и жены доктора. А с ее Евдокии Макаровны в фильме «Солдат Иван Бровкин» началось новое амплуа в кино.
В жизни Татьяна Ивановна отличалась сложным характером, могла и крепким словцом обложить, курила и играла в преферанс, зато на экране создавала совершенно другой образ — смешной, наивной, немного эксцентричной бабушки. Ее любили все дети страны. И она с удовольствием работала «в детской» тематике: помимо ролей в кино и театре, снималась в «Ералаше», озвучивала мультики и выпускала пластинки.
Анастасия Зуева
О комедийном таланте Анастасии Платоновны ходили легенды — умела она рядовую историю рассказать так, что публика падала от хохота. И славилась гостеприимством — в доме у актрисы собиралась вся театральная элита того времени.
А мы ее помним по ролям сказительницы в сказках Александра Роу и добрых «бабунь» в других фильмах, а еще по голосу в любимых советских мультиках: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Хотя будет справедливым сказать, что только возрастными героинями ее фильмотека не ограничивается — Анастасия Зуева в кино начала сниматься еще в далеких 30-х годах и создала много запоминающихся образов.
Рина Зеленая
Кто бы мог подумать, что «мимистка и плясунья», как представлял Екатерину Зеленую конферансье в 20-х годах 20 века, переключится на детский жанр и посвятит весь свой талант юным зрителям. А все началось с того, что однажды во время концерта актриса решила сымпровизировать и голосом ребенка прочла отрывок из «Мойдодыра». Успех был грандиозный.
С того времени она выступала только в этом жанре: читала детские рассказы, записывала радиоспектакли, а еще писала вместе с Агнией Барто рассказы и сценарии и конечно же снималась в фильмах. Ее роли в детских сказках забыть невозможно: черепаха Тортилла в «Приключениях Буратино», бабушка в фильме «Про Красную Шапочку», графиня Вишня а «Чиполлино» и десятки других образов. Откуда Рина Зеленая так хорошо могла знать детскую психологию (а ребятня ее просто обожала), неизвестно — своих наследников она так и не родила.
Вера Кузнецова
За 45 лет сценической карьеры Вера Андреевна сыграла десятки разных ролей. Но так получилось, что после первой большой работы в кино, в картине Иосифа Хейфица «Большая семья», она стала заложницей одного образа — матери, а потом бабушки. Так убедительно сыграла в том фильме мать семьи Журбиных. Поэтому детям, чье детство пришлось на 70–80-е годы, она запомнилась как бабушка на скамейке у парадной («Путешествие в другой город»), Нина Капитоновна («Два капитана»), Глафира Дементьевна («Вечный зов»), бабушка Анечки («Рассказы о Кешке и его друзьях»).
Ирина Мурзаева
Когда режиссерам нужна была актриса из разряда «комических старух», они звали на роль Ирину Всеволодовну. Лучшее нее такие роли никто не играл. Поэтому у Мурзаевой большой «послужной» список из ролей в детских фильмах и взрослых комедиях, «Ералаше», «Фитиле»: «В тридевятом царстве…», «Огонь, вода и… медные трубы», «12 стульев», «Старики-разбойники», «Девочка на шаре», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и т.д.
А Нонна Мордюкова вспоминала, каким чудесным человеком была Ирина Мурзаева и как к ней липли дети всех возрастов. «И не только дети, с ней каждый хотел поговорить. Если бы все были такими, как она и моя мама, мы летали бы на крыльях, жизнь была бы намного легче и справедливей».
Валентина Сперантова
Валентина Александровна тоже прославилась ролями бабушек — в одной только передаче «Спокойной ночи, малыши!» она больше 50 раз примеряла образ бабушки Татьянушки, а сколько было таких фильмов, спектаклей, сюжетов в «Ералаше» — не счесть.
Актриса с 1925 года трудилась в ТЮЗе, и долгие годы ее главным амплуа было травести — до 45 лет она играла подростков. А в кино Сперантова попала уже в зрелом возрасте. Это были эпизоды, но зато какие интересные, яркие: это и «Большая перемена», и «Три дня в Москве», и «Доброта». Ее часто приглашали на роли бабушек, пожилых соседок, нянечек.
Мария Скворцова
Мария Савельевна никогда не играла злодеек. Ну разве что Бабу Ягу в своем родном ТЮЗе, в котором прослужила больше 30 лет, но и эта героиня у нее получалась смешной и совсем не страшной. Актриса отличалась невысоким ростом, поэтому в молодости ей поручали роли зайчиков, пионеров, мальчиков и девочек.
А в кино Мария Скворцова пришла в возрасте 62 лет — она сыграла маму Любу в картине Василия Шукшина «Калина красная». Эта роль сделала ее известной на всю страну. И с нее началась ее отдельная страница в кинематографе: бабушка Люси в фильме «Белый Бим Черное ухо», старушка на лавочке в «Гостье из будущего», бабушка Поли в «Мы жили по соседству» и много-много других ролей.
Любовь Добржанская
Мама Юрия Деточкина из «Берегись автомобиля», мама Жени Лукашина из «Иронии судьбы», бабушка из «Игрока» — Любовь Ивановну сделали известной именно эти роди возрастных героинь. В отличие от энергичной и эксцентричной Татьяны Пельтцер или смешной Анастасии Зуевой, Добржанская воплощала на экране совсем другой образ — спокойной, сдержанной на эмоции, образ настоящей дворянки. Впрочем, она и была дворянкой по происхождению. В кино снималась мало, больше играла в театре и выступала с концертами — особенно ей удавались старинные русские романсы.