О вреде смартфонов мы все слушали. Но часто пренебрегаем советами и даем гаджеты малышам в тот момент, когда нам некогда. Или нет сил отказать в просьбе посмотреть мультики, нет времени уделить ему внимание, поиграть или прочитать сказку.
Маленькие дети быстро привыкают к такому виду досуга. Современные малыши управляются с гаджетами лучше, чем с карандашами и красками. Не умея читать, четырехлетние крохи, запросто устанавливают на телефон новые приложения. Но гордиться такими навыками не стоит, считает Заслуженный врач РФ.
Дети до 2 лет не должны подвергаться воздействию любого типа экрана (смартфоны, планшеты и мониторы компьютеров). Для детей в возрасте 2-4 лет экранное время ограничивается максимум одним часом в день. а для детей 5-10 лет — не более двух часов в день. Это выводы недавнего исследования Индийской академии педиатрии.
Зарубежные коллеги выявили четкую связь между увеличением количества проблем с физическим здоровьем, эмоциональным состоянием детей и популярностью гаджетов.
Моя практика невролога тоже подтверждает: чем больше малыш с рождения общается с цифровыми устройствами в ущерб реальной жизни, тем выше риски.
Как смартфоны влияют на детей
Регулярное использование гаджетов угнетающе действует на отделы мозга, отвечающие за образование новых нейронных связей.
Ребенок может испытывать трудности с запоминанием фактов,
труднее долго фокусироваться на одном предмете,
ему сложнее испытывать эмоции.
А развивающий эффект даже самых умных добрых мультиков и приложений в раннем возрасте практически стремится к нулю, таковы особенности детского мозга.
Как сократить вред гаджетов для детей
Признайтесь себе: вы сами готовы к тому, чтобы выключить телевизор? Если мультики нужны прежде всего вам, взрослым, как передышка, то не стоит перекладывать ответственность на ребенка. Дело не в нем.
Введите ограничения, режим просмотра. Решите, сколько времени можно смотреть мультики за один раз, сколько раз в день? Расскажите ребенку о новых правилах и соблюдайте их очень педантично. Не ругайтесь, не обставляйте ситуацию как наказание. Лучше спокойно, но твердо объясните, что так — полезно для него самого.
Смиритесь с тем, что поначалу ребенок будет устраивать истерики, торговаться. Это не будет вечно. Не вступайте в споры, просто переждите.
Очень важный момент и, возможно, самый сложный: дайте ребенку альтернативу. Да, детям, которые не проводят время у экранов, нужно гораздо больше внимания на первых порах. Очень часто, если с самого детства с ними не играли, не читали, а включали гаджеты, они не умеют себя занять. У этих ребят слабо развито воображение, они с трудом общаются. И начинать придется буквально с азов.
Вам нужно будет показать, как играть, как рисовать и лепить, как замечать что-то интересное на простой прогулке. Это огромная внутренняя работа — и для ребенка, и для вас как личности.
⠀
Постепенно, когда ребенок освоит новые сценарии поведения, а гаджет не станет единственный легким ответом на вопрос, чем заняться, он начнет сам организовывать свое время. И это станет навыком, очень полезным в школьном возрасте и во взрослой жизни.
⠀
Именно сейчас в детстве вы можете научить ребенка строить собственный мир, быть творческим человеком, который использует гаджеты для своей пользы, а не зависит от них.