1 этап. Подготовительный
Его следует начинать не менее чем за 1–2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа — сформировать такие умения и навыки в поведении малыша, которые помогут ему быстрее и легче приспособиться к новым для него условиям.
Оптимальный возраст для адаптации к детскому саду
Как считают психологи, лучший возраст для знакомства с детским садом — 2,5–3 года. В этом возрасте дети значительно легче адаптируются к новой обстановке по сравнению с полуторагодовалыми и двухгодовалыми малышами за счет того, что они уже умеют говорить, владеют некоторыми навыками самообслуживания, имеют опыт общения со взрослыми и испытывают потребность в общении со сверстниками, могут более спокойно обходиться без мамы в течение длительного времени.
Желательно посещать детские коллективы, чтобы ребенок получил опыт общения со сверстниками. Это может быть центр раннего развития, группа дневного пребывания, специализированные занятия для подготовки к детскому саду.
Однозначного ответа на вопрос, когда именно лучше отдавать ребенка в детский сад, дать невозможно. Прежде всего убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Малыш прекрасно чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду. Если вы все-таки решитесь на этот шаг, имейте в виду, что в течение последующих 2–3 месяцев после того, как кроха впервые переступит порог детского сада, вы должны иметь достаточное количество свободного времени, чтобы подстраиваться под оптимальный для него режим посещения. Некоторые малыши с первых дней прекрасно себя чувствуют в садике, а кому-то потребуется время, и в этом случае не следует форсировать события, важно обеспечить постепенность привыкания ребенка к новой обстановке. Во многих дошкольных учреждениях функционируют группы кратковременного пребывания, которые призваны стать адаптационной ступенькой между домом и группой полного дня. Воспользуйтесь данной возможностью. Обычно дети, имеющие опыт посещения такой группы, легче адаптируются к новым условиям.
Не следует начинать водить ребенка в детский сад, если, к примеру, через неделю вы собираетесь поехать в отпуск всей семьей на 2–3 недели. По возвращении малыш будет проходить процесс адаптации заново, а для его нервной системы это серьезное испытание.
Большинство детей готовы к саду в возрасте 3–4 лет. Однако все же имеет смысл показать ребенка психологу, чтобы получить индивидуальные рекомендации.
Начинаем закаляться
Каждый ребенок перед посещением детского сада должен пройти медицинскую комиссию и сдать анализы. Однако, если педиатр выдал вам заключение, что малыш готов к посещению детского сада, это вовсе не означает, что он не будет болеть. И все же есть один проверенный способ, как избежать многочисленных простуд в период адаптации, — это закаливание. Приступать к процедурам следует не менее чем за 3 месяца до поступления в садик.
Привыкаем к жизни по расписанию
Поинтересуйтесь заранее, какой распорядок дня предусмотрен в выбранном вами детском садике (во сколько дети приходят, во сколько едят, ложатся спать днем). Подкорректируйте режим дома. Перестройку следует начинать за 2–3 месяца до начала посещения садика. Безусловно, следует запастить терпением и выдержкой: ребенок не способен изменить свое расписание по одному нашему желанию, им руководит динамический стереотип — очень консервативная вещь, поэтому следует подходить к данному вопросу очень серьезно, последовательно и систематично. Следует ввести ритуал и повторять его изо дня в день (никто из семьи не должен оказаться «слабым звеном» — обычно, именно взрослым между собой труднее всего договориться по поводу уклада жизни крохи).
Сначала установите ранний подъем для малыша как вынужденную меру: «Нам нужно успеть в зоопарк к самому открытию, увидим, как зверей кормят» и т.д. Он должен «увидеть» необходимость и целесообразность данного мероприятия. Не связывайте никак ранний подъем с «подготовкой к детскому саду» — это может вызвать заранее негативное отношение к данному заведению. Ритуал укладывания должен состоять из понятных, приятных ребенку действий: чтения книги, прослушивания спокойной музыки (релаксационной), легкого поглаживания. Малыши любят постоянство: они чувствуют себя более защищенными и в скором времени будут быстро засыпать. Если ребенок не спит днем, постарайтесь, чтобы после обеда, он просто тихо полежал, пока вы ему почитаете или что-то расскажете. Постепенно сокращайте время дневного сна до 2 часов, если малыш привык к продолжительному послеобеденному сну.
Изучаем меню
Вместе с режимом детского сада изучите меню: многое можно и нужно ввести в домашнее питание. Если ребенок не отличается хорошим аппетитом с рождения, то обязательно поговорите с воспитателем, чтобы он ни в коем случае не кормил его насильно. Это может спровоцировать отвращение не только к еде, но и к садику, а также ко всем воспитателям. Заручитесь поддержкой педагогов, чаще задавайте вопросы, не бойтесь быть навязчивыми: воспитатели, как и вы, заинтересованы, чтобы ваш малыш поскорее освоился.
Тренируем навыки самообслуживания
Формируйте самостоятельность ребенка в самообслуживании, игре, общении со взрослыми, сверстниками в семейном воспитании. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь надевать одежду, завязывать шнурочки на ботиночках, пить из чашки, пользоваться ложкой, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенным. Приучайте ребенка к горшку (унитазу). Дайте ему в руки ложку, покажите, как нужно ею пользоваться. Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть его — пусть он пробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно объясните ему, как правильно надеть ботиночки, колготки, куртку, футболку. Поощряйте любое проявление самостоятельности: в данный момент не важен результат и качество произведенного действия — важна собственная активность. Важна тренировка, постоянное повторение. Оказывайте лишь необходимую помощь, дозированную. Без преодоления нет развития. Поддерживайте ребенка, радуйтесь его успехам. Ограничением должна служить лишь его безопасность и здравый смысл.
Стремитесь к тому, чтобы малыш умел занять себя игрой самостоятельно, научите его играть: кормить кукол, «ходить» в магазин, строить гараж для машинок и т.д. Для начала расскажите и покажите ему последовательность игровых действий, проиграйте с ним несколько раз, а затем постарайтесь стать зрителем, отведя ребенку главную роль в играх. Именно игрушка может стать той опорой, которая поможет выстроить отношения малыша с педагогами на первых порах: деловое общение по поводу игрушки — хороший стимул для общения с любознательным ребенком и налаживания доверительных отношений.
Формируйте правильный настрой
Чтобы малыш захотел пойти в детский сад, вам нужно провести что-то наподобие PR-акции по «продвижению» этого события. Прежде всего объясните малышу, что он уже подрос и может посещать садик. Пусть он воспринимает это как награду за свои умения и навыки. Поведайте о собственном опыте, если он был положительным. Покажите фотографии из детства с друзьями по детскому саду. Расскажите, чем обычно занимаются в детском саду (игры, занятия, друзья, прогулки, совместные приемы пищи). При этом не следует обманывать малыша и рисовать волшебные картинки — пусть ваш рассказ будет оптимистичным, но максимально правдивым. Придумайте сказки и истории, в которых герои вместе посещают детский сад. Можно также привлечь к рассказам старшего товарища крохи, который уже давно и с удовольствием посещает садик.
Учите ребенка правилам общения
Прежде чем пойти в детский сад, малыша нужно обучить элементарным правилам поведения в обществе. Ребенок должен понимать запреты, уметь слушаться взрослых, общаться с другими детьми, делиться, понимать, что других обижать нельзя. Для этого побольше времени проводите с ним на детской площадке, ходите в гости к друзьям, у которых тоже есть маленькие дети. Приглашайте их к себе в гости. Учите кроху общаться! Всем без исключения детям важен опыт «песочницы» — через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. Если вы пришли на детскую площадку, покажите ему, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого малыша или попросить самому поучаствовать в игре. Научите ребенка знакомиться — сначала сами спрашивайте других детей, как их зовут, и представляйте им свое чадо. Постепенно он начнет брать с вас пример и будет уже делать все сам.
Приучайте ребенка к расставаниям
Именно детско-родительские отношения, на взгляд большинства психологов, в большей степени влияют на длительность и характер протекания адаптации ребенка к детскому саду.
Для малыша, поступающего в дошкольное учреждение, важно иметь опыт отрыва от матери. Отрыва и воссоединения. Кроха должен быть твердо уверен: мама вернется.
Постарайтесь заблаговременно приучить его к вашему отсутствию, постепенно увеличивая расстояние между вами. Сначала стойте с ним рядом, в песочнице, затем в метре от него, затем отойдите еще чуть подальше, но так, чтобы малыш видел вас. Не следует торопить ребенка, стыдить — так вы лишь усилите тревогу. Найдите возможность оставить малыша с хорошо знакомым человеком (родственником, вашей близкой подругой): сначала ненадолго, затем увеличьте время пребывания ребенка без вас, доводя от двух-трех часов до восьми-девяти. Ко времени поступления ребенка в садик желательно, чтобы у него сформировалась социальная потребность в общении со взрослым на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях. При этом не забывайте предупредить драгоценное чадо о том, когда вы придете и приходите именно тогда, когда обещали. В памяти крохи этот момент должен закрепиться, тогда он будет меньше переживать в детском саду, что вы за ним не придете.
2 этап. Здравствуй, детский сад!
Если подготовительный этап прошел успешно и вы все сделали правильно, к началу посещения детского сада малыш уже будет знать, что это такое и зачем он будет туда ходить. И все-таки, адаптационный период неизбежен. Что сделать, чтобы максимально минимизировать возможные трудности адаптации?
Первое, и самое важное: убедитесь, что детский сад вам необходим! Если вы сомневаетесь в правильности принятого решения, адаптация, скорее всего, пройдет тяжело. Готовы ли вы отпустить ребенка и отправить его, хотя бы на время, «в самостоятельное плавание»?
Второе: запаситесь терпением! Плач ребенка в период адаптации — явление нормальное и естественное.
Постарайтесь установить добрые отношения с воспитателями и другими родителями группы. Входя в раздевалку, обязательно здоровайтесь со всеми присутствующими: детьми, родителями, воспитателями. Этим вы дадите понять ребенку, что здесь безопасно, вы доверяете воспитателям (обращайтесь к ним по имени отчеству). И пусть ваш малыш в данный момент заходится в крике, поверьте, он краем глаза для себя это отметил.
На прощанье обнимите, приласкайте ребенка, но не затягивайте момент расставания. Можете также договориться с крохой о «прощальном ритуале», к примеру что обязательно помашете ему в окошко. Если расставание с мамой проходит слишком тяжело, пусть в садик кроху попробует отводить кто-то другой (папа или бабушка).
Дайте малышу с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать ему о доме: любимую игрушку или книжку.
Дома сделайте рисунок, на котором изобразите (вместе с ребенком) дом, детский сад, свою работу, магазин и т.д. А затем стрелочками нарисуйте маршрут и проговорите его. Можно дополнять этот рассказ деталями, необходимыми уточнениями. На вопрос ребенка: «Когда ты придешь за мной?» избегайте ответа: «Скоро». Ребенок еще не ориентируется в пространственно-временных отношениях. Ваш ответ его не удовлетворит. Перечислите режимные моменты, например, «ты позавтракаешь, поиграешь с ребятками, сходишь на прогулку, вернешься с прогулки, пообедаешь — и я приду за тобой». Никогда не обманывайте ребенка.
Будьте терпеливы к проявлению расторможенности дома после посещения сада в период адаптации — ребенку просто необходимо «выпустить» эмоции, т.к. в детском саду в первое время он будет чувствовать себя скованно.
Больше полезных материалов для мам и пап — в нашем канале на