Хотите приучать ребенка к прекрасному с пеленок? Обратите внимание на то искусство, которое присутствует в доме. Это могут быть картины, иконы и даже открытки с репродукциями картин. Подносите грудничка к ним, показывайте, оформляйте стены рядом с кроваткой.
Вам может показаться, что в этом нет смысла. Но не просто так детские врачи и психологи советуют размещать картинки рядом с тем местом, где младенцы проводят большую часть дня. Все это впитывается на подкорке.
Есть и более игровые форматы. Например, разноцветные кубики, помогающие начать изучение цвета. Показываете ребенку кубик определенного оттенка, а потом ищете вместе с ним предметы такого же цвета в доме. Это же самое можно делать с формами. Цвет и форма, умение их видеть, тонко чувствовать и различать — очень важные и определяющие моменты для комфортного и интересного погружения в мир искусства.
2 года — 5 лет
С того момента, как ребенок перестанет рвать страницы в книгах, можно приступать к совместному просматриванию с ним книг по искусству. Обратите внимание, маленькие дети легче воспринимают на бумаге современное искусство, а именно — абстрактную живопись или различные варианты скульптур и инсталляций. Можно поиграть с ребенком в игру «Что ты видишь?» — предлагая ему обозначить все то, что он видит на картине. Вы и сами удивитесь, какие порой необычные вещи дети замечают в обычных для вас пятнах краски или кривых и длинных линиях.
И главное, не забывать в этом возрасте о творческих занятиях: рисовании, лепке, коллажах, музыке. Все это способствует эстетическому воспитанию, а также развивает креативность и самовыражение, столь важные для искусства.
5 — 7 лет
В этом возрасте ребенок уже готов рассматривать произведения искусства более внимательно и осознанно. Сейчас его фантазия особенно развита и при знакомстве с живописью важно дать волю детскому воображению. Сделать это можно с помощью простых вопросов, которые выведут ребенка на диалог.
По возможности, купите альбом с репродукциями. В идеале — альбом с картинами из музея, который находится в вашем городе. Листайте его с ребенком как можно чаще. Пусть это войдет в привычку. Повторение в таком возрасте — это не пустая трата времени, а важный ритуал, который пробуждает чувство привязанности. В тот момент, когда вы заметили, что у сына или дочери появились любимые произведения из этой книги, имеет смысл пойти в музей, чтобы рассмотреть полотна вживую.
Учитывая современные реалии и серьезную цифровизацию всех сфер, в том числе искусства, не лишним будет обратить внимание на онлайн экскурсии в музеях, а, по возможности, и на 3D экскурсии по выставкам в музеях и галереях. Этот формат часто заходит деткам в возрасте 5-7 лет еще лучше, чем реальный поход в музей. А пользы от него ничуть не меньше.
7 — 11 лет
В этом возрасте ребенок начинает задавать все более сложные вопросы, а значит он вполне готов к более серьезному размышлению над той или иной картиной. Поэтому постарайтесь в ваших разговорах об искусстве переходить от простого описания того, что вы видите, к тому, как это сделано, из чего и так далее.
Также с 8 лет пора начинать поощрять ребенка к самостоятельному получению информации об искусстве, которой он потом будет делиться с вами. Без собственных знаний им в этом возрасте не всегда интересно размышлять. Ведь они начинают ощущать себя взрослыми и им очень хочется показать, что и они что-то знают о той или иной теме.
11 — 13 лет
В этом возрасте ваш ребенок уже готов рассматривать живопись не просто как объект, а в ее связи с внешним миром. И часто самая чарующая тема для детей в этот период — стоимость картин. Аукционов много (в онлайн они тоже есть), поэтому интересные итоговые суммы по стоимости картин появляются регулярно. Вот и возьмите за правило обсуждать с ребенком такие картины.
От невероятной цены можно плавно перейти на личность автора и историю его успешной карьеры на арт-рынке, обсудить художественные достоинства картины. Попытаться отыскать и понять скрытый смысл произведения и его символику. Вспомнить об исторических событиях того периода, когда была создана картина. Подумать о том, что побудило художника на ее создание.
И главное, всегда помните, что приобщение к миру искусства — это легкий и захватывающий опыт, который ни в коем случае не стоит омрачать давлением, перенасыщением, которые в итоге приводят только к отвращению. Наслаждайтесь и развивайтесь вместе с детьми.