Вместе с основателем Всероссийского движения для подростков «Вдохновители» Михаилом Палеем разбираемся, что не так с родительскими советами.
«У тебя все не как у людей»
Что имеет в виду родитель: «Я беспокоюсь за тебя, мне кажется, что ты отходишь от общепринятых норм, а это опасно — общество может тебя отвергнуть. Я боюсь, что ты выбираешь слишком сложные пути к своим целям, в то время как проще идти проторенными дорогами».
Что слышит подросток: «Я хочу, чтобы ты был как все и отказался от своей индивидуальности, потому что иначе ты не справишься».
Возраст 14–20 лет — это период экспериментов и сепарации молодого человека от родителей. В это время подростку важно искать свои пути и совершать ошибки, иначе он не повзрослеет, не научится делать выбор и нести за него ответственность. Задача семьи в этот период — поддержать, признать право на ошибку, принять мысль, что подросший ребенок — это самостоятельная личность, которая не должна быть похожа на кого-то и имеет право не быть как все.
Да, очень сложно, видя «грабли», разрешить своему ребенку на них наступить. Но, к сожалению, чужой опыт ничему не учит. Нужно получить свой.
«А вот я в твоем возрасте»
Что имеет в виду родитель: «Я на своем опыте знаю, что ты не до конца используешь свои ресурсы, ты можешь больше, потому что я мог».
Что слышит подросток: «Ты хуже меня, ты не дотягиваешь до семейных стандартов, ты недостоин любви».
Однако сравнивать поколения все же некорректно. То, что легко умеют делать современные подростки, их родителям часто остается недоступным. А некоторые вещи, которыми продолжают гордиться родители («а я вот в твоем возрасте помогал полоть грядки»), потеряли свою актуальность.
Да и в целом сравнивать ребенка хоть с собой в его возрасте, хоть со сверстниками — плохая идея. Самооценка у подростка еще неустойчивая, не стоит по ней бить. В его окружении найдется немало желающих «поправить корону», задача семьи — зарядить позитивом, помочь сформировать адекватную самооценку.
Почему застенчивый ребенок требует особенно пристального внимания со стороны родителей? Читайте подробнее: «Психолог: «Из застенчивых детей получаются самые взрывные подростки»
«Учитель знает лучше»
Что имеет в виду родитель: «Конфликтовать с учителями — не самая разумная тактика. Тем более что, скорее всего, их претензии обоснованы. Нужно постараться понять, что ты сам делаешь не так».
Что слышит подросток: «Ты маленький и глупый. Взрослый по определению умнее и все делает правильно».
Очень часто в сознании родителей учитель приравнивается к носителю истины в последней инстанции. Иногда за этим кроется желание свалить ответственность за воспитание ребенка на педагогов и нежелание вникать в ситуацию, трезво оценивать учителей.
В любой ситуации, особенно конфликтной, нужно постараться разобраться, почему компетенции или действия учителя вызывают у вашего ребенка сомнения. И важно помнить, что учителя тоже люди, они тоже ошибаются. Погружение родителей в проблему, попытка трезво оценить ситуацию со всех сторон научит ребенка объективности, даст почувствовать поддержку и заботу со стороны семьи.
«А ты через «не хочу»
Что имеет в виду родитель: «Жизнь не предполагает легких путей. Ты должен постоянно преодолевать трудности, чтобы добиться успеха. И твои желания не всегда могут сбываться».
Что слышит подросток: «Твои желания не важны, ты должен делать то, чего от тебя требуют, иначе ты плохой».
На самом деле движение к цели через «не хочу» уже давно признано неэффективным. Крупные корпорации ежегодно тратят миллионы на создание мотивационных программ для своих сотрудников, чтобы люди работали с вдохновением, а не через внутреннее сопротивление. Задача родителей — не заставить делать что-то, а вместе с подростком разобраться, почему возникает сопротивление, и найти вдохновение, чтобы двигаться дальше.
А какие фразы в адрес детей находятся под негласным запретом у воспитателей в Европе? Подробнее: «8 фраз в адрес детей, которые не услышишь от воспитателей в Европе»
«С такой профессией будешь копейки зарабатывать»
Что имеет в виду родитель: «Я хочу, чтобы ты достойно зарабатывал, хорошо жил и никогда не столкнулся с бедностью».
Что слышит подросток: «Ты неудачник, у тебя не хватит талантов стать успешным в той профессии, к которой ты стремишься».
В данном случае главную роль играют родительские установки. Старшее поколение росло с убеждением, что не все могут хорошо зарабатывать, а финансовый успех гарантирован только представителям определенных профессий. Но мир изменился, часто руководитель получает меньшую зарплату, чем хороший плотник, странный, на первый взгляд, стартап может привлечь миллионные инвестиции, а в «надежной» конторе сотрудники еле сводят концы с концами.
Родители не всегда готовы понять, что уровень заработка зависит от того, насколько человек увлечен своей профессией, насколько она его вдохновляет. Первоочередная задача — найти занятие по душе, тогда шансы стать миллионером существенно возрастают.
Можно ли по привычкам человека определить, что он вырос в небогатой семье? Читайте подробнее в материале «10 привычек, которые выдают, что вы росли в бедной семье»
Есть совершенно справедливое утверждение, что хороший родитель — это хороший управленец, который обладает всеми навыками, чтобы привести своего ребенка к успеху. Родителям современных подростков сложно, они взрослели в другой реальности, и чтобы вырастить успешного ребенка, им самим приходится постоянно работать над собой, менять старые установки, учиться смотреть на мир по-другому.