«Моей дочке 7 лет, недавно она начала употреблять нецензурную лексику. Девочка старается быть сильной личностью, способной принимать решения самостоятельно, в школе и на улице ее друзья — в основном, мальчики. Ей нравится быть среди них лидером. Она очень спортивная, активная. Учеба дается ей легко: дочь ответственная, хорошо дисциплинирована. А дома очень часто ведет себя агрессивно! Драки с братом — не редкость. Ей нравятся сильные люди, сильные животные, сила — это для нее авторитет. Но вот доказать ей, что так говорить нельзя, пока не получается — такое чувство, что она меня не слышит».
Елена, г. Стерлитамак
Пожалуй, не найдется таких родителей, которые в той или иной степени не сталкивались бы с проблемой сквернословия у детей. В какой-то степени это закономерный этап развития. Ребенок взрослеет в мире культурных традиций и впитывает нормы языка, принятые в обществе. А в нашем обществе, к сожалению, бранная речь — не редкость.
Задача семьи — дать понять ребенку в доступной для него форме, что человек использует речь, в том числе для того, чтобы выразить свои чувства. А использование грубых слов оскорбляет и унижает окружающих, в результате взаимодействие будет неэффективным. Кроме того, культура речи непосредственно связана с личностными качествами человека и уровнем развития его мышления.
Вы пишете, что вашей дочери 7 лет. Значит, девочка уже понимает, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Что же может привлекать вашего ребенка в грубых словах? Безусловно, то, что они находятся под запретом. А запретный плод сладок. И то обстоятельство, что эти слова шокируют взрослых, вызывают бурную эмоциональную реакцию, делает их еще притягательнее. Фактически запретное слово из уст ребенка становится своеобразным рычагом управления родительскими эмоциями. Еще бы, используя ругательные слова, можно позлить, подразнить взрослых, отомстить за нанесенную обиду. Поэтому старайтесь однозначно, но как можно более спокойно относиться к «плохим» словам девочки. Коротко скажите нейтральным голосом, что вам неприятно слышать эти слова, и у вас в семье не принято их употреблять.
Из вашего письма также складывается впечатление, что плохие слова для дочери — это способ проявления агрессии. Попытайтесь ответить на вопрос, что стоит за таким поведением? Почему в школе ваша дочь ответственна и дисциплинированна, а дома очень часто ведет себя агрессивно? Являются ли ее ругательства способом получить желаемое или наказать того, на кого она сердится, или это просто способ «выпустить пар»? Нужно учить девочку реагировать адекватно во всех этих ситуациях. А именно — научить, какие слова можно говорить, если разозлился, обиделся и так далее.
Вы пишете, что сила — авторитет для дочери. Попробуйте донести до нее мысль, что часто ругаются люди от бессилия, потому что не могут справиться с какой-то ситуацией. Куда эффективней предпринять определенные действия, а не сотрясать воздух ругательствами. И, наконец, если ребенок, несмотря на разъяснения и взвешенную реакцию взрослых, продолжает ругаться, то это повод для обращения за помощью к специалисту.