Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вопрос психологу: «У моего ребенка появился воображаемый друг»

Стоит ли беспокоиться по этому поводу, и что предпринять?

15 августа 2020
Вопрос психологу: «У моего ребенка появился воображаемый друг»
Источник:
Getty Images

У моего трехлетнего сына внезапно появился воображаемый друг. Сначала я услышала, как он с кем-то разговаривает, как будто отвечает на вопросы. Захожу в детскую, а там никого, кроме него нет. Спрашиваю: с кем ты говорил? А он отвечает — с Мишей. Это мой друг, он только что был тут, и сейчас ушел. И с тех пор этот Миша постоянно появляется в его фантазиях — то они вместе гуляли, то играли; сын рассказывает какие-то истории из жизни нового друга. Но я-то знаю, что никакого друга нет. Пора ли бить тревогу, или это нормально и все дети через такое проходят?

Марина, г. Барнаул

Светлана Артемова

Клинический психолог

Довольно часто родители обращаются к детскому психологу с такой проблемой: у ребенка появился воображаемый друг. Ребенок часто упоминает его в разговорах, делится игрушками, рассказывает о совместных играх, даже кормит за столом. Этим невидимым другом может быть не только человек, но и животное, сказочное существо или даже предмет, как в мультфильме «Варежка».

Что значат эти игры воображения у ребенка: это норма или повод для беспокойства?

Феномен придуманного друга у детей дошкольного возраста получил название синдром Карлсона. Распространенность данного явления весьма широка: по данным американских ученых 65% детей дошкольного возраста имеют личного невидимого  друга.

В большинстве случаев появление вымышленного товарища имеет социальное происхождение, провоцируется психологическими проблемами в семье, такими, как одиночество ребенка, его страхи и тревога, чувство вины или дефицит общения, родительские запреты или гиперопека.

 Уход в фантазию может рассматриваться как вариант психологической защиты. Поэтому невидимый друг компенсирует фрустрированные потребности ребенка.

Например, чувства одиночества, заброшенности и ненужности порождают веселого, общительного товарища, способного развлечь, понять и поддержать. Или невидимый друг может стать  защитником ребенка, которого обижают сверстники. 

Но виртуальный товарищ может появится у детей, у которых все хорошо в семье. Просто в  дошкольном возрасте у детей интенсивно развивается воображение — будущая основа мышления! Банальная скука может являться источником бурной фантазии.

Но если ребенок замыкается, если вся его жизнь концентрируется на выдуманном товарище — это уже повод для беспокойства. Если малыш не отделяет фантазию от реальности, то встает необходимость в медицинской консультации.

В большинстве же случаев присутствие невидимого друга не снижает социальную адаптацию ребенка. Общение с невидимым другом постепенно вытесняется реальными отношениями, а потом и вовсе исчезает.

Какие советы можно дать родителям? Нужно понять, что таким образом ребенок пытается справиться со своими эмоциональными проблемами и ни в коем случае не пытаться убеждать ребенка в том, что его друг не существует. И больше уделять любви, тепла и внимания!

Больше полезных и интересных материалов о детской психологии — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения