Лёгкие подшучивания могут быть вполне безобидным способом взаимодействия с ребенком. Однако, порой даже самые незначительные шутки могут влиять на эмоциональное благополучие ребенка, особенно если они затрагивают определенные сферы.
Родители часто не учитывают, какое влияние их слова оказывают на детей, привыкших беспрекословно верить всему, что говорят взрослые. Пошутив несколько раз про то, что «даже улитка быстрее», чем ваш ребенок, собирающийся в сад или школу, вы забудете про это, в то время как ребенок запомнит и усвоит эту истину, сделав ее одной из частей собственной личности.
На что влияют «безобидные» шутки
Самооценка. Если постоянно шутить на определенные темы, ребенок становится к ним более чувствительным, что в конечном итоге подрывает его самооценку. Мнение (и шутки) значимого взрослого заставляют его все больше и больше сомневаться в себе.
Психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Частые насмешки — пусть даже шуточные — заставляют ребенка испытывать грусть, тревогу и злость. Со временем такой коктейль из эмоций может приводить к депрессии. Помимо этого, ребенок перестает чувствовать себя в безопасности, а также укрепляется в мысли о том, что его эмоции и потребности не имеют значения.
Поведение. Насмешки могут приводить к поведенческим проблемам. В отчёт на шутки родителей или сиблингов ребенок испытывает злость, следом за которой возникает естественное желание себя защитить. Однако, последующая реакция может быть несоразмерной событию — ребенок, не справляясь со своими эмоциями, буквально набрасывается на своих обидчиков. Возможна и противоположная реакция — прежде открытый и эмоциональный ребенок может замкнуться в себе.
Над чем нельзя подшучивать
1. Внешний вид и восприятие тела
Наша идентичность и восприятие тела формируются по мере того, как мы растем и взаимодействуем с окружающими людьми. Поэтому крайне важно, чтобы в период развития ребенок, будучи крайне чувствительным ко всему, ребенок получал от родителей правильные сигналы. Избегайте шутки по поводу его внешности, включая форму или размер его тела, вес или какие-либо особые характеристики лица или тела.
Шутки подобного рода провоцируют чрезмерную сосредоточенность на теле, а также заставляют ребенка верить, что его ценность (и самооценка) зависят от его внешности. Постарайтесь сосредоточиться на функциях тела, а не на том, как оно выглядит.
2. Способности и навыки
Все мы обладаем разными навыками, талантами и определенными природными способными. Поэтому не стоит дразнить ребенка из-за того, что он чего-то не умеет или делает не так, как мы хотим. Так мы лишь формируем у него страх неудачи и заставляет ребенка чувствовать несостоятельным и не способным справляться с трудностями.
Вместо того, чтобы фокусироваться на неудачах — «Я уже пять раз показал тебе, как правильно» — замечайте успехи и сосредоточьтесь на процессе и усилиях, прикладываемых ребенком, а не результате.
3. Страхи и переживания
Ещё одна важная вещь, над которой не стоит шутить — это переживания ребенка. Для детей естественно бояться — для каждого уровня развития существуют свои страхи. Это могут быть громкие звуки, темнота, одиночество и множество других вещей. Когда родители подшучивают над ребенком из-за страхов, они обесценивают его чувства. Это заставляет ребенка не только ещё больше бояться, но также испытывать стыд или даже эмоционально отстраняться от родителей.
Вместо того, чтобы сказать: «Гром не может причинить тебе вреда», вы можете попытаться продемонстрировать ребенку, что принимаете его эмоции и понимаете их. Не обязательно соглашаться с тем, что гром — действительно страшный, необходимо согласиться с тем, что страшно ребенку и он нуждается в вашей помощи и поддержке.
4. Черты характера
Каждый наделён уникальными — и чаще всего врождённым — чертами личности. Вероятность того, что они изменяться, довольно низка — именно они делают нас самими собой. Поддразнивая ребенка за его черты характера, вы заставляете его чувствовать себя неуверенно, ведь речь идёт о том, что он не сможет изменить или исправить.
Например, если ваш ребенок отличается застенчивостью, дайте ему понять, что это нормально, если ему требуется больше времени, чем другим детям. Уважайте уникальные черты вашего ребенка и позвольте ему проявлять индивидуальность. Не заставляйте его верить, что особенности характера делают его «неправильным». Только так вы сможете вырастить уверенного в себе человека.