«Мой ребенок не умеет себя вести!» — в сердцах резюмируете вы. Не огорчайтесь, скорее всего, он действительно «не умеет», а не «не хочет» и вовсе не «делает все назло, издеваясь над мамой». А мировой закон гласит: если кто-то чего-то не умеет, его всегда можно научить. Только надо знать как.
Учимся себя вести… вместе
Малыша можно научить хорошо себя вести, но для этого придется потрудиться и ему, и вам.
Если муж и жена не всегда одно целое в своих желаниях, то мама и папа в своих требованиях должны быть едины. Обговорите между собой, а также с другими родственниками, занимающимися воспитанием младенца, свои требования и реакцию на разнообразные поступки, систему поощрений и наказаний. Иначе малышу трудно будет разобраться, что же все-таки такое «хорошо», а что такое «плохо». И к каким конкретно последствиям приведет «плохо».
Начали бороться с недостатками поведения? Терпение, последовательность и настойчивость. Не сдавайтесь, не увидев улучшений. Это займет время.
Как отучить ребенка от вредных привычек? Для этого потребуется не менее трех недель. В календаре отмечайте, как часто теперь повторяются «нежелательные» поступки — постепенно прогресс станет очевиден.
Объясняйте. Инстинктивно малыш не может знать, как именно надо себя вести. Так что не забудьте научить его. Сын жестоко обращается с собакой? Покажите, как надо ласково гладить пса по спине. Посмотрите, правильно ли он это делает. Наказывая, но не объясняя, как поступать правильно, вы злите ребенка, понуждая его к дальнейшим проступкам.
Не читайте нотаций. Шесть слов — достаточно, чтобы объяснить, что вы хотите. И не надо спрашивать: «Ты готов идти?» Мягко скомандуйте: «Пора идти, прощайся».
Правила устанавливайте, а не обсуждайте. Распоряжайтесь четко, не споря с ребенком по поводу ваших условий.
Не воспринимайте расстроенного малыша буквально. Если он бросает в вас игрушку и кричит: «Я ненавижу тебя!» — это вовсе не значит, что вы теперь для него воплощение вселенского зла и персональный враг № 1. Не надо в ответ злиться и кричать. Поймите истинную причину его гнева. И мягко скажите: «Золотце, нам пора. Вечером ты сможешь вернуться к своему паззлу». Наказания не исключайте, но помните, что до 2–3 лет они отнюдь не самый эффективный метод воспитания. Нервная система ребенка еще очень слаба, строгость может привести к истерике. Стоять в углу малышу трудно, сами наказания он может просто не запомнить. Часто лучше просто отвлечь его. Сын сказал плохие слова, услышанные во дворе? Не заостряйте на этом внимание — иначе он их действительно запомнит.
Малыша, как и компьютер, надо «запрограммировать» — заранее приучить к правильному поведению. Если в магазине ребенок 3–4 лет все хватает руками — поиграйте «в магазин» дома. Мишка будет спрашивать у мамы: «Это можно брать?» — «Это нельзя», — несколько раз ответит мама-«программист». Готовясь посетить врача, поиграйте «в доктора». В новой ситуации малышу трудно остановиться и обдумать свое поведение.
Не кричите, крик «выключает» ребенка. Хотите, чтобы он услышал, — снизьте голос. Нужно присесть на колени, так, чтобы ваши глаза были на одном уровне, и говорить почти шепотом.
Если наказания не работают — поймите почему. Наказание малыш может воспринимать как поощрение, игру, способ добиться внимания, которого ему не хватает. Воспитательница читает вслух рассказ и предупреждает: «Кто будет плохо себя вести, будет пересказывать». Гале очень хочется пересказать, поэтому она начинает вертеться и шуметь.
Следите за его состоянием. Вы думаете, что дите упрямится и капризничает назло вам — а он не выспался, реагирует на погоду, устал или чем-то расстроен. Договаривайтесь, исходя из его самочувствия, учитывая, что он хочет и что вы можете.
Отвлеките малыша, например сказав что-нибудь неожиданное, если вы видите, что у ребенка дрожат губы или руки сжимаются в кулачки, что означает: сейчас может начаться истерика.
Поощряйте скромные успехи. «Спасибо, что остался на этом месте и никуда не уходил!» Ободряющие слова стимулируют. Большим авторитетом является папа, его похвала особо ценна. Хорошо запоминаются фразы, сказанные взрослыми при детях, но якобы не для них.
Не исправляйте все ошибки. Частые замечания обесцениваются, ребенок перестает замечать их, привыкнув к вечно ругающейся маме. И он не может держать в голове много инструкций одновременно. Сосредоточьте воспитательные усилия на чем-то одном, не пытаясь одновременно научить складывать вещи быстро и аккуратно. И не лишайте малыша собственного опыта, оставьте ему право на небольшие ошибки.
Очень важна правильная мотивация. Объясните на доступном ребенку уровне, почему надо делать именно так, а не иначе. Нетерпеливая Маша очень любит гулять и очень не любит ждать. Поэтому, не дожидаясь, пока мама расчешет ее длинные и густые волосы, девочка стремится выбежать из дома непричесанной. Однажды мама объясняет: «Все соседи теперь решат, что Маша — неаккуратная и неряшливая девочка. Они будут неодобрительно смотреть на тебя». И теперь Маша сама требует, чтобы мама тщательно ее причесала, и без аккуратно и туго заплетенных кос не сделает из дома ни шагу.
Больше полезных материалов о детской психологии — в нашем канале на