Во всем виновата пандемия и устаревшие образовательные стандарты — сошлись во мнении 22 члена британской Комиссии по образованию, подведя итоги годового исследования. Они опросили руководителей образовательных департаментов и школ, учителей и учеников, а также обобщили данные за последние годы. Разрыв между частными и государственными учреждениями в Соединенном Королевстве стал катастрофическим.
Директор начальной государственной школы в Ноттингемшире рассказала: «Почти треть пятилетних детей не достигают достаточного уровня развития, а к моменту поступления в школу уже отстают об более богатых сверстников на 4-6 месяцев».
Пожелав остаться анонимной, руководитель департамента образования, утверждает: «Начиная ходить в школу, некоторые дети не могут произнести собственное имя. У нас более 50% детей в подготовительных классах и детских садах не приучены к туалету. Мы должны нанимать работников, которые меняют им подгузники. Есть дети, которые ходят в школу и до сих пор пьют из бутылочек с сосками. Им четыре года, а они говорят „бот-бот“ вместо того чтобы попросить выпить воды. Многие до сих пор на детском питании. Один родитель даже привозит своего ребенка в школу на тележке для покупок, потому что это самый дешевый вид транспорта».
Первоклашки не умеют пользоваться столовыми приборами, как показали исследования, вилки и ложки ребята не используют даже дома, как и не употребляют твердую пищу.
Комиссия заслушала сообщения о трехлетних детях, которые не могли нормально ходить, потому что «их мышцы не развивались, так как они целый день просидели перед телевизором, а пятилетние дети говорят с американским акцентом, подражая персонажам мультфильмов, которые они смотрят».
При этом работа со многими семьями затруднена — «мамы нервничают, когда вмешиваются в их семейную жизнь». Эксперты настаивают: родители, испытывающие трудности, нуждаются в дополнительной помощи, чтобы обеспечить подготовку детей к школе. Для этого предлагают организовывать специальные уроки родительства, а проблемные семьи должны попадать под надзор служб, которые будут посещать их дома.
Бесплатное образование терпит крах, признают специалисты: у детей нет достаточного доступа к ресурсам и техническим новшествам. Многие нуждаются в помощи репетиторов, а дополнительное образование дается на ненадлежащим уровне, а классы не укомплектованы необходимым оборудованием. Учителя нуждаются в разгрузке для выполнения своих прямых обязанностей и курсах повышения квалификации, чтобы следовать в ногу со временем. Требуется увеличение государственных расходов, а они остаются на прежнем уровне уже 40 лет.
Семейные расходы на образование в Великобритании одни их самых высоких: более 30% от средней заработной платы, в то время как в США они ниже на 7%, в Канаде на 14%, до Франции на 17%, а в Германии на все 29%.
Трудности есть и в дорогих частных школах. Учащиеся испытывают стресс от экзаменационного процесса, вплоть до психических проблем. Они называют требования жестокими. «Экзамены отлично подходят для людей, обладающих потрясающей памятью и способностью просто выдавать вопрос за вопросом, в то время как они не развивают чувство уникальности мышления», — высказал комиссии 18-летний Кай Джеймс из Эксетера. С ним солидарны 65% опрошенные родителей, отмечая, что слишком много внимания уделяется подготовке к контрольным и тестам в ущерб развитию творческого мышления.
Отсутствует и контроль качества образования в частных школах, проверки показывают, что рекламные обещания часто не соответствуют действительности. Прежде всего это касается качества подготовки персонала,