Каждому малышу в первые годы жизни предстоит непростая задача — выявить для себя сенсорные эталоны, т. е. некоторые общепринятые мерки и «лекала» внешних свойств разных предметов. В соответствии с ними он будет воспринимать то, что видит вокруг.
К сенсорным эталонам относятся:
Звук (речь и музыкальная грамота).
Величина (метрическая система мер, а для деток — размеры, определяемые на глаз).
Форма (геометрические фигуры).
Цвет (семь основных цветов спектра и их оттенки).
Вкус (сладкий, горький, соленый и их сочетания).
Запах (приятный/неприятный, а также легкий/тяжелый, сладковатый/горьковатый, свежий и пр.).
От того, насколько быстро и точно малыш научится анализировать информацию, поступающую извне, в будущем зависит процесс его обучения. Это, конечно, не означает, что малыши, с которыми родители активно занимались сенсорными упражнениями, сплошь отличники. Просто сенсомоторный уровень является базой для развития речи, памяти, мышления, внимания, воображения, эстетического восприятия и творческих способностей. Почему ему так важно уделять внимание именно в дошкольном возрасте? Все просто: чем младше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
1 год
Первые недели после рождения — время, когда только-только запускаются механизмы сенсорного восприятия. Нервная система крохи начинает воспринимать основные внешние раздражители (свет, звук, запах, прикосновение) и ощущать перемещение в пространстве с первой минуты жизни. Самые простые игры и физиологические процедуры, такие как гимнастика или массаж, — лучшие упражнения для сенсорного развития новорожденных.
Умения
Кроха следит за перемещаемыми яркими предметами (с 10–12 дней);
сосредотачивает взгляд на предметах и рассматривает их (с 14–20 дней);
прислушивается и «отыскивает» интересные звуки — колокольчик, телефонный звонок, погремушку (с 24–30 дней);
случайно (с 2,5–3 месяцев) или целенаправленно (с 4 месяцев) захватывает разные предметы, исследует объекты разной формы, величины и фактуры (4,5–5 месяцев);
ощупывает и сжимает игрушки, катает их, постукивает ими, складывает в емкость, проталкивает предметы разных форм и размеров в соответствующие отверстия коробок (с 9–12 месяцев).
Зрение и слух новорожденного развиваются намного быстрее, чем руки. Поэтому с самого раннего возраста важно предлагать малышу игры на развитие мелкой моторики!
1,5-2 года
До двух лет ребенок продолжает копить впечатления и представления о важнейших признаках и свойствах вещей. Делает это малыш своеобразно: чтобы в полной мере «почувствовать» предмет, ему нужно прикоснуться к нему, помять в руках, а еще лучше попробовать на вкус. Не препятствуйте этому! Только так он пока воспринимает понятия, характеризующие его свойства: величину и вес, гладкость или шероховатость, сладость или горечь и т. д. Полученный сенсорный опыт в дальнейшем позволит ему связывать добытые «опытным путем» представления с конкретными предметами и явлениями.
Умения
Малыш имеет элементарные представления об основных разновидностях величины, формы и цвета, соотносит разные предметы (2–4 штуки) в соответствии с заданным образцом;
в качестве одной из ключевых характеристик объекта выделяет форму: круг — это мячик, солнышко или колесо, треугольник — крыша или елочка, прямоугольник — домик, овал — огурец или яйцо;
«видит» в цветовых пятнах предметы или явления, имеющие определенный цветовой признак (оранжевый — морковка, желтый — солнышко, белый — снег, зеленый — трава и т. п.);
соотносит форму геометрической фигуры с ее проекцией на плоскости (например, заполняет соответствующие отверстия в сортере или пазле).
Читайте также: «Когда ребенок начинает видеть: 5 этапов развития зрения у грудничков»
3 года
Примерно к трем годам у ребенка формируются ключевые навыки, которые помогают ему составить четкую и ясную картинку окружающего мира.
Умения
Он успешно выделяет среди признаков предмета форму, величину (маленький, большой, средний), цвет (не менее 6) и фактуру (гладкая или шероховатая, твердая или мягкая);
группирует предметы (6–8 штук) в соответствии с заданным образцом;
активно использует опредмеченные слова для обозначения формы (как мяч, как кирпич, как огурец) или цвета (как трава, как помидор, как небо);
самостоятельно собирает пирамидку (минимум 5–8 колец) и пазл (4–8 элементов);
отбирает предметы необходимой формы или цвета для самостоятельной сюжетной игры (грузит на машину кубики определенного цвета, подбирает соответствующие наряды для кукол);
с закрытыми глазами на ощупь определяет знакомые предметы (мяч, книга, ложка, машинка, карандаш и пр.);
угадывает любимые продукты по вкусу;
танцует под музыку.
Давайте поиграем!
Как развивать такое важное и необходимое для ребенка сенсорное восприятие? Конечно, с помощью игр и игрушек. Больших трат не потребуется — многие такие игрушки вы наверняка обнаружите у себя дома!
Примеры сенсорных игрушек
Погремушка из бутылок (чистые и сухие бутылки, наполненные разными материалами: мелкими камушками, горохом, песком, крупой, монетками).
Складные стаканчики или формочки из пластмассы, с помощью которых можно строить башенку, изучать размеры и цвета.
Пластмассовая пирамидка с кольцами большого размера, деревянная мозаика и простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, деревянный).
Различные игрушки-шнуровки, развивающие точность и координацию движений.
Разноцветные прищепки — они учат захватывать предмет в руке, выполнять разные действия с предметами, развивают движения кистей и пальцев рук, зрительно двигательную координацию.
Природные материалы (крупы и бобовые, шишки, веточки, каштаны и т. п.), вода и песок (можно заменить в домашних условиях манной крупой) дают не только море новых ощущений, но и полет для фантазии.
Читайте также: «3 главных причины, почему малыш начинает отставать в развитии»
Игры для сенсорного развития малыша с 1 года до 3 лет
«Посмотрим, что в ведерке»
(развитие мелкой моторики и цветового восприятия)
Вам потребуются ведерко или коробка с крышкой, яркие игрушки. Сложите игрушки в ведерко, закройте крышкой и отдайте ребенку. Попросите кроху открыть ведерко. Вытаскивайте игрушки и раскладывайте их на расстоянии друг друга. Доставая игрушки, описывайте каждую из них: «Посмотри, какое красное яблоко. Очень красивое! А вот — зеленый кубик. Мы положим его рядом с красным яблоком». Разложив игрушки, полюбуйтесь ими. Пусть малыш подержит в руках каждую игрушку, поиграет с ней. Попросите ребенка собрать все предметы в ведерко и накрыть его крышкой.
«Кто что ест?»
(развитие речи и знакомство с животным миром)
Вам потребуются вырезанные из картона фигурки животных и продукты, которые они едят. Смешайте фигурки с «кормом» и попросите ребенка раздать животным то, что они любят кушать: зайке — морковку, козочке — капусту, медведю — горшочек с медом, ежику — грибы, белочке — орехи и т. д. Если кроха затрудняется выполнить задание, помогите ему, комментируя свои действия.
«Подбери цвет»
(развитие мелкой моторики, логического мышления и цветового восприятия)
Вам потребуются две одинаковые пирамидки с двухцветными насадками. Снимите насадки с пирамидок и смешайте их. Объясните ребенку, что на одну пирамидку вы наденем желтые шарики или кольца (покажите их), а на другую — зеленые. Соберите пирамидку вместе с ребенком, повторяя: «Смотри, я беру желтый шарик, где у нас пирамидка с желтыми шарами? А вот этот шарик на какую пирамидку мы наденем?»
«Мешок с подарками»
(знакомство с величиной и формой предмета)
Вам потребуются тканевый мешочек и крупные предметы, знакомые ребенку (кубик, деталь от конструктора, кольцо от пирамидки, маленькая книжка-раскладушка, пластмассовая ложка и т.п.). Рассмотрите их, дайте малышу подержать в руках, а затем сложите их в мешок. Предложите ребенку достать что-нибудь из мешка и спросите, что он достал. Усложните задание и попросите достать конкретный предмет, например, кубик. Начиная с небольшого количества предметов (3–4), постепенно прибавляйте на каждом занятии по 1–2 новых игрушки.
«Где звенит?»
(развитие слухового восприятия и логического мышления, изучение цвета)
Вам потребуются три небольших картонных коробки (например, из-под молока) и колокольчик. Положите в одну из коробок колокольчик, в другую немного сухого гороха или фасоли, а третью оставьте пустой. Заклейте коробки скотчем и украсьте цветной бумагой. Трясите коробки и слушайте, какие звуки они издают, не забывая называть цвет коробок («Интересно, что это звенит в желтой коробке?»). После того как малыш будет разбираться в цветах имеющихся коробок, их можно оклеить бумагой другого цвета или добавить коробки с новыми наполнителями.
Читайте также: «7 игровых тестов для проверки умственного развития ребенка»