Польский педагог, врач и писатель Януш Корчак жил почти сто лет назад, но его советы не теряют актуальности. И многие специалисты современности, педагоги и психологи рекомендуют родителям его книгу.
Корчак пишет о простых вещах: как дети чувствуют любовь к маме и папе, почему ссор между братьями и сестрами не избежать, но волноваться родителям не стоит, почему не нужно делать вынужденные уступки и как хорошо, когда рядом с ребенком есть бабушка и дедушка.
Он описывает простые житейские ситуации и дает советы, как родителям действовать, чтобы воспитывать ребенка с уважением к нему, не заглушая чувство достоинства маленького человека и не убивая в нем доброту, присущую всем детям.
Сегодня мы публикуем отрывок из книги, опубликованной в издательстве АСТ и предоставленной книжным сервисом ЛитРес.
Где купить:
Сервис электронных книг «ЛитРес»
«В каждом доме хоть немножко, да по-другому»
Я, пишущий эту книгу, знаком с очень многими семьями, и в каждом доме хоть немножко, да по-другому…
В школе знакомишься с ребятами, говоришь с ними и узнаешь каждый раз что-то новое. Читаешь книги и начинаешь понимать, что людям живется по-разному: одним хорошо, другим плохо.
Каждый хочет, чтобы дома у него все были спокойные, веселые и не было огорчений. Но надо примириться с тем, что не всегда и не все хорошо. Один день радостный, другой печальный, одно удастся, другое нет. То солнце светит, то дождик идет.
— Ничего не поделаешь, такая уж жизнь, — сказал один мальчик.
«Что лучше, быть у родителей одному или иметь брата?»
Лучше быть младшим или старшим? Ребенок был в семье один, а потом родился братишка. Радоваться этому? Может быть маленький брат, большой брат и почти взрослый. Может быть один старший, другой младший. Маленький брат, большая сестра. Большой брат, маленькая сестра. Что лучше? Я не могу ответить, не знаю, и никто этого не знает.
— А ты как хотела бы?
— Я хотела бы, чтобы было так, как есть, — сказала одна девочка.
Бывают люди всегда веселые, всегда довольные. Им все нравится. У них и в мыслях нет, чтобы что-то было по-другому. А другие часто и легко сердятся. Если можно что-нибудь изменить, стоит об этом поразмыслить; если же все должно остаться так, как есть, не надо дуться как мышь на крупу.
И уж всегда можно жить дружно и с маленькими, и с большими, и с братом, и с сестрой — и это действительно зависит от нас самих.
«Я не хочу, чтобы брата из-за меня увозили»
Я знаю одного мальчика, у него был больной брат. Удивительная была болезнь. Даже родителям казалось, что он просто непослушный, невоспитанный, своевольный. Ходил, ел, спал, как все, только ни минуты не мог усидеть на месте и все трогал, хватал, портил. Если он что-нибудь хотел, а ему не давали, он бросался на пол, колотил по полу ногами, плевался, кусался и кричал так громко, что раз даже полицейский пришел: думал, мальчишку избивают, а над детьми издеваться воспрещается. Лишь тогда родители вызвали докторов.
— Балованный, капризный — это верно. Но он болен: нервный, не понимает.
— Что делать?
— Надо отдать в специальное заведение, для дома он слишком труден. Вы с ним не сладите. Надо знать, как с таким обращаться. Станете уступать, будет хуже. Этого недостаточно — только не раздражать.
Родителям жалко было отдавать больного мальчика. Я сказал:
— Вы должны думать о здоровом. Общество больного брата для него вредно.
И тогда этот маленький мальчик закричал:
— Я не хочу, чтобы его из-за меня увозили. Пусть остается, я отдам ему все игрушки. Там — я знаю, — там его будут бить.
Я написал об этом совсем не потому, что все обязаны так поступать.
Можно требовать доброты, но не самопожертвования.
«Не надо удивляться, что возникают ссоры»
Братья и сестры могут жить дружно, но не надо удивляться, что время от времени возникают ссоры. Из-за чего? Из-за мяча, из-за места за столом, из-за чернил; кому первому мыться, кто должен поднять бумажку. Один хочет петь, а другой — чтобы было тихо. Один хочет играть, а другой читать.
Бывают ссоры, когда сразу видно, кто прав, а кто не прав, и такие, когда это не очень-то ясно. Тогда один должен уступить — добровольно или по приказу. Иной раз ребята и подерутся, и поплачут… Не всегда у взрослых есть время и терпение точно дознаться, как было дело. И они говорят:
— Уступи малышу! Или:
— Уступи девочке. Или:
— Старшему следует уступить.
Я убедился, что самое худшее как дома, так и в школе — это вынужденные уступки. Они действуют лишь на короткое время. Потом будет еще хуже. Несправедливость раздражает. Остается чувство досады. Остается обида.
«Пренебрежительное отношение старших к младшим обижает»
Я убедился, что лучше совсем не вмешиваться, чем судить, не разобравшись в причине распри. Взрослым иногда кажется, что ссора вышла из-за сущего пустяка. Из-за чепухи… Нет. Братья и сестры часто добровольно уступают и прощают. Нередко взрослые жалуются, что:
— Целый день они ссорятся. — Вечно они ссорятся.
— Не перестают ссориться. — Ни минуты без ссоры. Преувеличение.
Если подсчитать, то у недружных братьев и сестер выпадет две-три-четыре ссоры на день. Допустим, каждая ссора длится пятнадцать минут, — значит, все вместе час. Час — это много, но не целый же день. И может быть, лучше один час войны, чем постоянная злость и тихая, все возрастающая неприязнь.
Я убедился, что пренебрежительное отношение старших братьев и сестер к младшим обижает и сердит. И наоборот, сердит и раздражает, когда младшие требуют для себя прав, какими пользуются старшие.
— Я тоже хочу, — говорит малыш.
— Раз так, ни тот ни другой!
И из ложного принципа равенства или для примера старшему что-нибудь не дают или не позволяют. И если после возникнет ссора, дело тут не в пустяках, а во взаимной неприязни…
Прежде чем что-нибудь предпринять, надо изучить, узнать, расспросить, потому что как можно, не зная, советовать и поучать? Я убедился, что не следует спешить на помощь. Лучше подождать, пока ребята успокоятся.
Я убедился, что добра больше, в десять раз больше, чем зла, и поэтому можно спокойно переждать, когда злость пройдет. Не только человек, каждое живое существо предпочитает мир войне, и, значит, не следует обвинять детей в пристрастии к ссорам.
«Бабушка выслушает, утешит, поможет»
Если в семье есть бабушка и дедушка, может быть, это для ребят лучше. Если мама сегодня сердитая, может быть, бабушка утешит; мама откажется, может быть, бабушка поможет. У бабушки больше времени, — значит, выслушает внимательнее.
Любопытно рассказывают старые люди. И вообще, как это удивительно: бабушка помнит маму маленькой девочкой, а папу юношей. А еще раньше бабушка сама была ребенком. Помнит старые времена. Другие тогда были улицы и дома, другие лампы и часы, даже люди были другие. Не было многих изобретений, и книг, и игрушек, развлечений. И из людей — одни уже умерли, других еще не было на свете…
И приходят в голову «трудные» мысли, уже не только о том, что сейчас есть, а и о том, что было и что будет. Удивительно…