Поощрять его любопытство
Ребенок любопытен от рождения, и чем больше мы поощряем его любознательность, тем активней она проявляется. С 3 месяцев малыш обнаруживает интерес к предметам, которые ему показывают, следит за ними глазами. Но его взгляд пока нестабилен, а реакция замедленна. Поэтому следует показывать малышу цветные предметы, поднося их близко к его лицу, чтобы он мог рассмотреть. Лучше всего подвесить игрушку или нарисованную веселую рожицу на уровне его глаз, чтобы он мог разглядывать ее столько, сколько ему нужно.
Как только ребенок научится самостоятельно брать ручками предметы, выкладывайте в пределах его досягаемости разнообразные вещи — но не слишком большие, чтобы он смог их поднять, и не слишком маленькие, чтобы он их ненароком не проглотил. Слишком много предметов тоже не годится, не стоит перегружать его внимание.
В течение первых двух лет жизни тактильные ощущения остаются для ребенка главным средством познания окружающего. Он хочет «потрогать все», ведь для него это — основа знаний. Конечно, из соображений безопасности нельзя позволять ребенку трогать абсолютно все. Но если никакой опасности нет — не удерживайте его. Все, что маленький ребенок берет в руки, немедленно попадает в рот. Для него это сейчас один из основных органов познания. И если нет риска, что ребенок поранится или проглотит слишком мелкий предмет, дайте ему возможность попробовать все на вкус, не говоря, что это «грязь».
Использовать магию звука
Малыши обожают предметы, которые производят шум. Это естественно, ведь их слух развит гораздо лучше, чем зрение. Используйте это пристрастие малыша, ведь, желая повторить понравившийся звук, он будет постоянно встряхивать, ронять и поднимать предмет, который его производит. Отличное упражнение для внимания и ловкости!
Выбирать «правильные» игрушки
Игра для маленького ребенка — это и основной источник удовольствия, и главное средство развития. Играя, малыш овладевает множеством навыков, расширяет свои возможности, получает положительные эмоции. Выбирайте игрушки, соответствующие возрасту малыша. Избегайте изобилия игрушек, ребенку будет трудно сосредоточить свое внимание на чем-то одном.
Лучшие игры — те, что требуют от ребенка использования множества навыков и оставляют место воображению. Кубики, барабанчики, мячи, конструкторы, пластилин — все они пользуются у малышей неизменным успехом. Ребенок не расстанется с игрушкой, пока не исчерпает все ее возможности. Его интерес стимулирует необходимость что-то открывать и придумывать самому. Слишком сложные в использовании игрушки могут вызвать нетерпение и скуку, тогда вам лучше подключиться к игре либо отложить ее на время.
Веселиться вместе
Цель первых игр — удовольствие и общение. Обучение в процессе игры — второстепенная задача, которая реализуется благодаря вашей совместной активности и включенности. Малыш испытывает настоящий восторг от того, что вы играете вместе с ним. Ему не обязательно каждый раз узнавать в процессе игры что-то новое.
Не стоит увлекаться так называемыми «развивающими» игрушками. В этом возрасте важно дать возможность малышу свободно выражать свои эмоции, развивать моторные навыки и ловкость, а также осваивать навыки общения. Перегружать интеллект в этом возрасте нет никакой необходимости. Для начала надо создать крепкую «базу», которая позже даст возможность успешно осваивать знания.
Опасность развивающих игр в том, что они направлены на результат и, следовательно, стимулируют ожидания родителей.
Ребенок обязательно почувствует, что есть некоторые требования, которым он должен соответствовать, чтобы успешно справиться с игрой. Для маленького ребенка такие ожидания чрезмерны и даже вредны, ему будет трудно справиться с волнением или огорчением по поводу результатов. В этом возрасте стимулом к развитию могут быть только положительные эмоции. Малышу слишком важно получать ваше одобрение, а высокие требования могут вызвать у него тревогу и как следствие — гневный отказ от предлагаемых вами игр.
Поощряйте своего ребенка разминать, перемешивать в руках различные текстуры, рисовать пальцами… Это очень полезно для развития мелкой моторики. Подвижные, «выразительные» руки помогут ему в общении наряду с речью.
Облегчать ему задачу
Помогайте малышу справляться с его ежедневными обязанностями, не бойтесь, что вы слишком его опекаете: вы даете ему возможность справиться с задачей, чтобы идти дальше.
Например, если ваш ребенок готов самостоятельно одеваться, подберите для него одежду, которая создаст ему минимум проблем: брюки на резинке, футболку, а не рубашку с пуговицами, ботинки с застежками-липучками. Со всем этим он может без труда справиться. Очень скоро он научится застегивать ширинку и завязывать шнурки. И то, что он отлично справляется с более простыми задачами, будет для него стимулом к освоению более сложных навыков.
Не забывать хвалить
Когда в 3 года малыш надевает ботинок не на ту ногу, в 4 года наливает себе сок, проливая половину на стол, а в 6 лет неправильно застегивает рубашку, он все-таки считает, что справился с задачей. Прежде чем объяснять ему, как добиться лучшего результата, скажите ребенку, что он на правильном пути. Не делайте ему резких замечаний: если у него создастся впечатление, что он сделал что-то «плохо», он больше не захочет учиться новому.
Отцы обычно менее требовательны, меньше обращают внимание на детали. Например, они позволяют малышу самому выбрать, что надеть, и их не смутит, если предметы одежды плохо сочетаются. Вместо того чтобы осуждать такую «небрежность», мамам стоит ценить «свои» отношения между папой и ребенком. Это дает ребенку возможность выйти за рамки слишком тесных отношений с мамой и получить представление о том, что в каждой ситуации есть выбор.
Никогда не надо пытаться подогнать своего ребенка под нормы развития его братьев, сестер, других родственников и тем более посторонних детей. Даже родные братья и сестры очень разнятся в плане приобретения навыков. Самое главное правило: прислушиваться к индивидуальному ритму развития ребенка.
Можно действовать «папиным» способом, или так, как приучила мама, или даже найти свой собственный. Когда роль отца возрастает, это также заставляет маму пересмотреть свою систему требований и стать более гибкой в своих ожиданиях. В конце концов, тем или иным способом, у ребенка все получится.
Просить его помочь
Просите малыша помочь вам в ежедневных делах. Ему приятно чувствовать себя полезным, так он находит свое место в семье. Конечно, все, что он будет делать — накрывать на стол, месить тесто для пирога, подметать пол, — будет далеко от совершенства… Но все равно поблагодарите малыша, он будет очень горд.
Уметь терять время
Конечно, вполне нормально, если ребенок делает какие-то вещи гораздо медленнее, чем взрослый. Кроме того, малыш еще часто отвлекается и переключает свое внимание на что-то другое. В его голове мысли быстро сменяют одна другую, поэтому во время одевания ему вдруг может захотеться пойти искать свою игрушку, и он тут же побежит за ней, в чем был. Короче, он копается.
Папа и мама в нетерпении. Велик соблазн ускорить процесс: взять у ребенка ложку и завершить кормление, забрать у него мыло и самим намылить ему руки или натянуть ему на ноги носки. Вам придется привыкнуть к тому, что вы будете терять время, просто стоя рядом или занимаясь своими делами, не вмешиваясь и не подгоняя.
Но на самом ли деле это потерянное время? Нет, если вы проводите его вместе с ребенком, наблюдая, подбадривая, иногда помогая. Просто будьте вместе с малышом, общайтесь, болтайте. Если вы будете поторапливать ребенка, это создаст неблагоприятный эмоциональный фон, малыш почувствует себя неумехой, а вы будете раздражены. Ведь и взрослые люди могут быть медлительными либо теми, у кого «все в руках горит».
Подстраивайтесь под ребенка, даже если ваши темпы не совпадают, это вопрос взаимопонимания и уважения к его индивидуальным особенностям. Возможно, вам придется встать пораньше, чтобы он успел собраться. Но обязательно наступит момент, когда ваше чадо научится собираться самостоятельно и вы сможете вернуться к собственному, привычному для вас ритму.
Не торопить события
На развитие ребенка влияет множество факторов: наследственность, его очередность появления в семье (старший он, средний или младший), активность участия родителей в воспитании, окружающая среда. Приниципы психомоторного развития едины для всех детей, а вот возраст, в котором приобретаются те или иные навыки, может варьироваться от ребенка к ребенку. У кого-то лучше развиваются физические навыки (ходьба, лазание, умение подниматься по лестнице), у кого-то речь. Одновременный скачок в двух и более направлениях развития встречается у очень маленького процента детей: как правило, на каждом этапе доминирует что-то одно.
Стоит также помнить, что все дети разные: нет двух одинаковых детей, как нет и двух одинаковых схем развития. Те этапы развития, о которых мы читаем в справочной литературе, теоретические, усредненные и выведены на основе статистических данных. Ни один реально существующий ребенок не будет соответствовать им на 100%. Именно поэтому надо поощрять стремление ребенка к познанию нового, но не форсировать события: попытки ускорить процесс только навредят.
Больше полезных материалов для мам и пап о детском развитии — в нашем канале на