Люди неспособны припомнить первые два-три года жизни — хотя именно в этот период делали свои первые шаги, выговаривали первые слова, знакомились с самыми важными людьми в своей жизни и получали абсолютно новый опыт. Этот феномен называют детской амнезией. Роберт Крафт, профессор когнитивной психологии в Университете Оттербейна, считает что такие провалы в памяти объясняются целым рядом причин.
1. Кора головного мозга развивается не сразу
Итак, у большинства людей память о себе начинает заполняться событиями в период от 24 до 36 месяцев. Ученые полагают, что все дело в развитии головного мозга: кора созревает в течение первых двух лет жизни. В это время количество нейронов начинает быстро увеличиваться, происходит миелинизация — процесс, помогающий «созреть» нервной ткани.
Гиппокамп, который играет ключевую роль в формировании воспоминаний, развивается неравномерно — и по мере того, как новые нейронные связи заменяют старые, воспоминания о раннем детстве разрушаются. К слову, дети в возрасте 2,5 лет легко вспоминают события шестимесячной давности, а вот спустя год или два они уже стираются из их памяти.
2. Ребенок не умеет запоминать
Когда человеку очень мало лет, ему совсем неинтересно вспоминать, что с ним произошло: он просто живет свою жизнь, она насыщенная и интересная, каждый день — это удивительный и яркий опыт.
Запоминать детей приучают родители — когда просят их, например, вспомнить, что им подарили на прошлый день рождения или как они провели каникулы у бабушки. Постепенно ребенок понимает, что помнить происходящее с ним — нормально, ведь кому-то об этом нужно будет рассказать.
3. Нет понимания, что важно, а что — нет
Память обычно фиксирует значимые события в нашей жизни — или те, что произвели на нас неизгладимое впечатление, принесли очень яркие эмоции.
Но когда нам совсем немного лет, мы еще не понимаем, что важно и необычно, а что — нет. Поэтому маленькие дети, когда рассказывают что-то родителям про детский сад, могут выдавать истории, которые кажутся взрослым абсолютно обыденными и неинтересными. По сути, они просто передают информацию о том, что произошло, не понимая, какое это имеет значение.
4. Нет своего «Я»
У маленьких детей отсутствует автобиографическая память, потому что автономное «я», самосознание, еще не сформировано. Именно поэтому они не запоминают свое участие в каких-то событиях из раннего детства.
С возрастом человек начинает как бы коллекционировать воспоминания о себе, потому что они дают ему представление о своей личности, о том, что ее сформировало.
5. Ребенок не делит жизнь на периоды
Повзрослев, мы вспоминаем свою жизнь как серию периодов и вех — это своеобразная структура поиска, которая помогает нашей памяти сохранять события, диалоги, людей. Однако жизнь маленького ребенка — это непрерывный поток событий, который они не умеют организовать и упорядочить. Поэтому воспоминаниям сложно осесть в памяти.
6. Память не работает из-за неразвитой речи
Большая часть воспоминаний структурируется и интерпретируется с помощью языка. События, которые произошли до того, как мы выучили язык, организованы в нашей памяти по-другому, и их гораздо труднее восстановить. Многие исследователи уверены, что владение речью нужно нам для запоминания.
В то же время некоторые ученые считают, что давно забытые воспоминания легко восстановить и с помощью запахов, определенного цвета или мелодии.