Ученые из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что дети, рожденные в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), лучше учатся в школе. Но в подростковом возрасте они более предрасположены к депрессии — по сравнению с естественно зачатыми детьми.
Исследователи изучили данные более чем 280 000 детей, рожденных в течение пяти лет, а затем отследили их этапы взросления. Затем проанализировали результаты обучения и психическое здоровье тех, кто родился в результате вспомогательной репродукции (MAR).
Это первое исследование, в котором выявлены связи между методами зачатия и психическим здоровьем и благополучием в более позднем возрасте. Предыдущие исследования рассматривали только ранние годы развития ребенка.
Выяснилось, что подростки, зачатые с помощью ЭКО, лучше успевали в школе и реже бросали учебу. А во взрослой жизни они меньше рисковали остаться без работы. Зато вырастал риск развития психического расстройства, особенно тревоги или депрессии.
Эта разница наблюдалась даже между детьми, растущими в одной семье, но зачатыми по-разному.
«В целом, дети, зачатые с помощью вспомогательной репродукции с медицинской точки зрения чувствуют себя лучше. Они фактически не находятся в более неблагоприятном положении с точки зрения последствий для психического здоровья. Это обнадеживает, — говорит соавтор исследования доктор Элис Гойсис. — Однако тот факт, что впоследствии мы наблюдаем повышенный риск психических расстройств может вызывать беспокойство и заслуживает дальнейшего внимания».
Почему так происходит? Авторы берут во внимание семейные обстоятельства: ЭКО-дети чаще рождаются в семьях с более высоким доходом. Последние могут предоставить своим детям больше ресурсов для получения качественного образования. Но с другой стороны, считают ученые, стресс от зачатия с помощью ЭКО может вызвать у родителей проблемы с психическим здоровьем, а это способно повлиять и на здоровье их ребенка.
Это лишь одна из версий, пишет