В непростое время живем — сегодня все боятся сделать что-то не по инструкции, ведь потом придется отвечать по всей строгости. Куча объяснительных, выговор, лишение премий — это как минимум. А как максимум, можно ответить и перед судом.
Может, поэтому учитель физкультуры в одной из школ Челябинской области вместо того, чтобы оказать умирающему ученику первую помощь, бросил его и побежал за врачом. Боялся взять на себя ответственность и упустил драгоценное время.
Трагедия случилась в маленьком городе Копейске. 16-летний ученик во время беговой разминки на третьем круге внезапно замедлил ход и тут же рухнул на пол. Случившееся попало на камеру, установленную в спортзале.
Спустя несколько секунд к ребенку подбежал тренер. Попытался его растормошить, а потом убежал за медиком, оставив растерянных одноклассников наедине с мальчиком. Через пару минут дети разошлись, а упавший школьник так и лежал на животе — его даже не перевернули. И лишь какая-то женщина рядом звонила ходила вокруг мальчика и звонила по телефону…
«Все произошло быстро. Я не успел даже испугаться, увидел, что он упал, понял, что мои действия не помогут, и побежал за врачом и за руководством, чтобы с детьми кто-то находился, — рассказал
«Хочу напомнить, что учитель физкультуры обязан владеть первой помощью, он должен быть обучен, натренирован и сдать навыки, — возмутился на своей странице Борис Теплых, заведующий отделением анестезиологии-реанимации № 1 НМХЦ им. Н. И. Пирогова. — Что мы видим?
Учитель убегает за помощью, за ним ученики, и три минуты базовая реанимация не проводилась. Когда началась, не знаем, но уже неважно, дальше с каждой минутой процент выживаемости стремится к нулю.
У учителя было все для оказания помощи — его руки и его рот. Спас бы он ребенка? Неизвестно. Он обязан был начать процедуру спасения незамедлительно. Расскажут ли нам, учили ли учителя? Сдавал ли он навыки? Кто его учил? По каким методикам? Мог ли он физически оказать базовую реанимационную помощь, и если не мог, как его могли допустить к преподаванию физкультуры?»
Врач вспомнил другой случай в подмосковной школе, когда школьник внезапно умер на экзамене. Тогда ребенка «спасали» нашатырным спиртом, вместо того чтобы сделать сердечно-легочную реанимацию.
Почему при внезапной смерти в школе не проводят внеочередные тренинги, внезапные проверки и прочие мероприятия по подготовке персонала в школах РФ?», — задается вопросом врач.
Однако в комментариях к посту многие написали, что учитель не виноват, ведь он не имеет права оказывать первую медицинскую помощь. Якобы, все, что он должен сделать, это позвать медработника. Так ли это на самом деле? Неужели, учитель в данной ситуации поступил правильно — по инструкции? Узнали у эксперта.
— Давайте сразу определимся с терминами. У нас в России с 2011 года нет понятия «первая медицинская помощь». Есть первая помощь и есть медицинская помощь, которые регламентируются статьями 31 и 32 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Дополняет эти статьи приказ Минздравсоцразвития N 477н, где прописано при каких состояниях оказывается первая помощь, а также перечисляют мероприятия по оказанию первой помощи.
Простые граждане не имеют права оказывать медицинскую помощь, которая подразумевает уколы, лекарства и множество других манипуляций. Однако они могут оказывать первую помощь — то, что мы в состоянии сделать своими руками и при помощи аптечки до приезда медиков.
Нужно понимать, что все люди имеют право оказывать первую помощь, но они не обязаны.
Обязанность накладывается на спасателей, пожарных, полицейских, военных, но никак не на учителей. Хотя знать, как оказывать первую помощь, они должны, впрочем, как и любой другой человек, которого принимают на работу. Официально трудоустроенного сотрудника обязаны обучить охране труда и оказанию первой помощи, а не просто дать ознакомиться с инструкцией и попросить расписаться.
Поэтому и учителя, согласно профстандартам, обязаны изучать навыки оказания первой помощи. Тем более, учитель во время урока отвечает за жизнь и здоровье своих учеников. Однако здесь важна формулировка: учитель обязан организовать оказание первой помощи. Организовать — это в том числе вызвать скорую, позвать медработника.
Должностное расследование в этом случае, скорее всего, будет. Мы не знаем, что написано у учителя в должностных инструкциях — это обычно содержится во внутренних документах школы. Возможно, будет дисциплинарное наказание, но уголовного, административного дела здесь, на мой взгляд, нет. Однако если выяснится, что ребенку из-за здоровья нельзя было выполнять определенные упражнения, здесь уже могут быть вопросы.
Как надо поступать в данной ситуации
Первое, что нужно сделать — осмотреться и понять, безопасна ли обстановка для самого человека. Мы не знаем, почему мальчик упал. Может, он поскользнулся, и сейчас все побегут к нему и тоже поскользнутся.
Второе — учителю нужно было убедиться, что другие ученики также в безопасности. Посмотреть, где находятся дети, не упражняются ли они сейчас на снарядах. Потому что, когда учитель будет заниматься пострадавшим, он не сможет контролировать остальных. Учитель должен громко сказать, что занятие остановлено.
Третье — обеспечиваем безопасность пострадавшему. В данном случае внешней опасности для школьника не было. Но если бы все случилось, допустим, на оживленной проезжей части, в первую очередь нужно было бы убрать человека с дороги.
Далее оцениваем состояние пострадавшего. Проверяем, находится ли он в том состоянии, когда первая помощь требуется здесь и сейчас.
Первая помощь пострадавшему
1. Первым делом проверяем, в сознании ли человек. Если в сознании, значит, сердце бьется, человек дышит. В таком случае нужно вызвать скорую помощь либо школьную медсестру, если ситуация не экстренная, и ребенок, допустим, просто потянул ногу.
2. Человек без сознания, но он дышит. Переворачиваем его на бок. Если оставить человека без сознания на спине, он может задохнуться, так как в течение нескольких минут у него западает корень языка, перекрывая дыхательные пути. Перевернув пострадавшего на бок, вызываем скорую.
3. Человек без сознания и не дышит. Не тратим время, нащупывая пульс — если нет дыхания, то скоро остановится и сердце. Переворачиваем человека на спину, набираем номер 112, включаем телефон на громкую связь. Одновременно снимаем с человека верхнюю одежду, начинаем делать сердечно-легочную реанимацию: 30 компрессий за течение 15 секунд, 2 вдувания не больше 10 секунд и снова компрессии. Продолжаем без остановок делать сердечно-легочную реанимацию до приезда скорой.
Не надо проверять, начал ли человек дышать — так мы только теряем время. Даже если дыхание слабое, делая компрессии, мы с большой долей вероятности ему не навредим. Хуже будет, если сердце не бьется, а мы ничего не делаем.
Как должен был поступить учитель
В данном случае учитель должен был отправить двух детей в раздевалку за телефоном, если у него самого при себе не было мобильного. Причем обратиться к конкретным детям, чтобы сами они не теряли время, решая, кто побежит. Попросить учеников по дороге набрать номер 112. Двух других детей отправить за медработником. Сам же учитель в этот момент должен был снять с ребенка верхнюю одежду и начать сердечно-легочную реанимацию. Причем неважно, есть ли у человека переломы или какие-то травмы. Даже если он упал с высоты и теперь не дышит, нужно срочно делать сердечно-легочную реанимацию, иначе человек умрет.
К сожалению, сейчас курсы первой помощи часто проводят онлайн — для галочки, для отчетности. Такие курсы ничему не научат. Нельзя научить человека сердечно-легочной реанимации без манекенов. Нужно понять, на какую глубину давить, с какой скоростью нужно давить. Но руководителям зачастую проще сэкономить и заплатить небольшие деньги за видеоуроки, вместо того, чтобы потратить время и деньги на обучение сотрудников.
Слово юристу
Образовательная организация в лице ее представителей несет ответственность за жизнь обучающихся в стенах школы. Никто не застрахован от непредвиденных ситуаций, влекущих причинение вреда здоровью или наступление смерти. Важно, чтобы в критический момент учителя оперативно предотвратили ухудшение самочувствия ребенка и исключили возможность летального исхода.
Чем конкретно отличается первая помощь от медицинской
Медицинскую помощь могут оказывать лица, имеющие соответственное образование (санитары, врачи, фельдшеры, медсестры). Реабилитация, диагностика, лечение и профилактика, — их предметы ведения.
Первая помощь — экстренные меры, оказываемые пострадавшему до приезда скорой. До прибытия медиков нужно поддерживать жизнь человека, который получил травму или стал резко плохо себя чувствовать. Приложение №1 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.12 г. №477н (далее по тексту — «Приказ Минздравсоцразвития») содержит перечень состояний, при которых оказывается данный вид помощи:
отсутствие сознания;
остановка дыхания и кровообращения;
наружные кровотечения;
инородные тела верхних дыхательных путей;
травмы различных областей тела;
ожоги;
отморожение;
отравление.
Обязаны ли учителя проходить курсы первой помощи?
Наибольшее количество дискуссий при ответе на данный вопрос возникает из-за отождествления понятий первой помощи и первичной медико-санитарной помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту — «Закон») разграничивает эти определения. Статья 32 Закона определяет, что первичную медико-санитарную помощь может оказывать исключительно квалифицированный медицинский персонал. Первичную помощь, на основании статьи 31 Закона, вправе оказывать рядовые граждане.
Согласно 41 статье ФЗ «Об образовании в РФ», охрана здоровья обучающихся включает в себя освоение педагогическими работниками навыков оказания первой помощи.
А Трудовой кодекс РФ в ст. 225 гласит, что все работники должны проходить обучение по охране труда. Из законодательства следует, что преподаватели обязаны незамедлительно и верно действовать в ситуациях, угрожающих здоровью ребенка. Детальные требования о периодичности посещения курсов, о наличии сертификатов устанавливает работодатель.
Перечень мероприятий по оказанию первой помощи
На законодательном уровне, Приложением №2 к Приказу Минздравсоцразвития, закреплен порядок действий при наличии пострадавшего. Лицо, занимающееся оказанием помощи, сначала должно устранить опасные факторы, которые могут усугубить состояние здоровья. Затем необходимо вызвать бригаду врачей и содействовать поддержанию жизни пострадавшего до их приезда.
Использование медикаментов не предусмотрено, ведь у человека может присутствовать непереносимость определенных веществ. Лекарственные препараты могут навредить, поэтому они применяются только уполномоченными специалистами.
Есть ли вина учителя?
Хотя подобный инцидент произошел на уроке преподавателя впервые, это не оправдывает его в том, что он оставил ученика в опасности. Почему учитель сразу же не приступил к сердечно-легочной реанимации, а побежал звать врачей, хотя отправиться в медицинский кабинет могли одноклассники юноши? Как же обязанность по оказанию первой помощи? Грамотные действия в первые минуты после случившегося могли повернуть исход событий в лучшую сторону.
Окончательный вердикт о виновности или невиновности преподавателя можно вынести только после проведения экспертизы. Однако учитель обязан был стремительно предпринять действия для сохранения здоровья ребенка в критический момент, ведь каждая секунда может стать роковой.