«Не было такого, не придумывай!», «Ты слишком много думаешь не о том!», «Ты вечно всем недоволен» — знакомые фразы, не правда ли? Многие из нас сталкивались с газлайтингом со стороны родителей в детстве, некоторые из нас продолжают неосознанно повторять усвоенные модели поведения уже со своими детьми.
Родители, которым сложно справиться с детскими эмоциями — особенно грустью или гневом, предпочитают их подавлять. По словам психолога Леона Зельцера, у таких родителей и детей разные реальности: «Родителям сложно воспринимать детскую реальность, поэтому они бессознательно пытаются доминировать над мыслями и чувствами своего ребенка: подавить восприятие, сомнения, связанные с тревогой. Это может серьезно повредить еще только развивающемуся детскому самоощущению».
Маленькие дети уязвимы к газлайтингу — они привыкли верить взрослым и у них еще не успело сформировать четкое чувство идентичности. Поэтому, чтобы его не отвергли, ребенок учится искажать или отрицать собственные мысли и чувства, чтобы они совпадали с мнением родителей.
«Если ребенку сказать, например, что он слишком чувствителен, то он действительно возьмет на себя ответственность за эту негативную родительскую оценку, приняв за истину их мнение», — говорит эксперт.
Что происходит с ребенком?
Уверенный в том, что мама и папа знают лучше, ребенок присваивает себе все негативные характеристики, услышанные от взрослых. Уже в подростковом возрасте он сталкивается с рядом проблем.
не верит никому, включая себя;
часто извиняется, даже если не виноват;
сомневается в себе и своих идеях;
не доверяет своей интуиции;
искренне убежден, что он не прав (в любой ситуации);
пытается заслужить одобрение или восхищение (возможно развитие нарциссических черт);
уверен, что его никто не понимает.
Неужели я газлайтер?
Может показаться, что вы никак и никогда не отвергаете ребенка или не пытаетесь отмахнуться от его чувств. Время от времени такое происходит со всеми: родители — тоже живые люди, и у них не всегда есть силы на контейнирование эмоций ребенка и иногда очень хочется, чтобы он просто перестал: плакать, разбрасываться игрушками, шуметь. Предлагаем вам небольшой тест — необходимо посчитать, как часто вы делаете вещи из списка ниже.
не слушаете, что рассказывает ребенок, потому что слишком заняты;
говорите, что вы «не это имели в виду» («Тебе показалось», «Ты все не правильно понял», «Ты перевираешь»);
не принимаете всерьез детские проблемы («Какие глупости»);
утверждаете, что ребенок все выдумывает или слишком близко все воспринимает («Перестань жалеть себя», «Ты слишком чувствительный»);
отрицаете его чувства и убеждаете его в том, что он не может испытывать то, о чем говорит (например, ребенок может не любить кого-то из родственников и иметь на это право);
критикуете поступки ребенка потому, что вы бы поступили иначе (даже если результат верный);
говорите о нем уничижительные вещи («Если ты будешь так делать, то ничего не получится»).
Если хотя в 3-4 строчках вы узнали себя, ваш ребенок точно сталкивался и сталкивается с газлайтингом. Будьте честны: иногда дети и правда приходят не вовремя и все, что остается — это слушать краем уха и кивать. Однако, в таком случае лучше все-таки предложить поговорить попозже.
«Резкие или беглые ответы, как правило, ошибочны или чрезмерно упрощены, а также пренебрежительны и неуважительны», — говорит Леон Зельцер. «Да, добросовестное и сопереживающее присутствие занимает время и требует вдумчивости. Но это нужно вашим детям».