Есть такая особенность человеческого сознания — субъективность. Приятные памяти события из невозвратного прошлого с годами покрываются пеленой сентиментальности, «раньше было лучше», «школьные годы чудесные».
Поколение советских школьников не очень-то отличалось от современного: точно так же не хотели просыпаться по утрам, делать домашку, ненавидели химию (или черчение, или русский — кому как повезет). Но тогдашние школьники искренне считают себя лучше нынешних: мол, раньше много читали, это было им самим интересно, а какой красивый был почерк, потому что перьевой ручкой иначе не напишешь, и знали наизусть всего «Евгения Онегина»…
А что думают об этом профессионалы? Мы попросили учителей вспомнить лучшие, по их мнению, педагогические традиции советской школы. И вот что получилось.
Читайте также: «10 советских фильмов, которые стоит посмотреть подростку — отзывы говорят сами за себя»
Советская школа развивала многие необходимые сегодня soft skills — просто не использовала этот популярный сейчас термин. Да, педагогика основывалась на предметном подходе. А сейчас запрос рынка таков, что надо учить детей критическому мышлению и прокачивать навыки, чтобы быть готовым к любым изменениям.
Из интересных традиций я бы назвал предметные недели — тематические мероприятия и на уроках и вне их, посвященные одному предмету. Например, на неделе математики проводили математический КВН, математические бои, спектакли и конкурсы. Таким образом развивались и закреплялись определенные навыки.
Кроме того, на уроках давали дополнительную информацию, которая помогала лучше уяснить новый материал. Например, если тема урока «Теорема Виета», то учитель выделял 2-3 минуты, чтобы рассказать биографию ученого Франсуа Виета. Это согласуется с принципом сооткрытия знания, когда ученик как бы повторяет путь к открытию темы вместе с ученым, только по ускоренной программе.
Читайте также: «5 видов музыкального образования: что выбрать для ребенка»
Также много внимания уделялось к формированию у детей ответственности: ученики дежурили в кабинете, ходили на субботники для благоустройства территории. За досуг тоже отвечали сами школьники: за каждым классом закреплялось мероприятие, и дети активно принимали участие в его организации.
Выделялся день самоуправления в школе, и ученики сами проводили уроки. Взаимопроверки — это одна из частей методики Виктора Шаталова, которую применяла моя бабушка (она, как и мы с мамой — учитель математики) на уроках. Стоит отметить, что советская педагогика вообще считалась довольно прогрессивной, более того, и сейчас развивают многие ее идеи: Выготского и Макаренко, например.
Все эти вещи помогали научить самоорганизации, развить коммуникативные навыки, работе в команде. Кроме того, взаимопомощь благоприятно сказывалась на отношениях — дети умели дружить.
Читайте также: «А вы помните? Во что играли наши родители, когда были детьми»
Школьный актив и шефство. В любой советской школе обязательно была инициативная группа детей, которая планирует для всех интересные мероприятия, помогает отстающим ученикам. В школе работала система шефства, отличники брали под свое крыло троечников и двоечников. Это было полезно и тем, и другим — отличники выступали в качестве наставников и учились доходчиво объяснять материал, а другие ребята чувствовали поддержку.
Помогали младшим и пожилым — это учило советских школьников уважать личность другого человека, проявлять заботу.
Любовь к труду. Ребенка с малых лет учили трудиться — этому способствовали уроки технологии, дежурства по школе, субботники на улице. Коллективные дела и общественная работа прекрасно развивали чувство ответственности перед остальными.
Связь школы с жизнью за ее пределами. Знания должны быть прикладными. Поэтому в советской школе были производственные практики, учебные экскурсии на предприятия. Ученики четко видели, кем они могут пойти работать, где пригодятся конкретные навыки.
Традиционная форма экзаменов по предмету. Сегодня акцент делается на тесты и письменные работы, но многие учителя ностальгируют по устной форме экзаменов. В процессе говорения ребенок проводит ревизию собственных знаний, учится анализировать, сравнивать, делать выводы, выражает свое согласие или несогласие.
А что вы вспоминаете из советской школы? Делитесь в комментариях!