Застенчивость, стеснительность, робость — все, кому знакомы подобные ощущения, вряд ли смогут описать их одним словом. Неловкость? Стыд? Тревога? Боязнь? Растерянность? Да все это, вместе! И, казалось бы, откуда таким чувствам взяться у малышей, которым и стыдиться, и бояться-то нечего? Тем не менее, первые признаки застенчивости у крохи можно заметить очень рано — тогда, когда он еще столбиком «стоит» на руках у родителей. Есть детки, которые словно обезьянки цепляются за маму, пряча лицо при столкновениях с чужими людьми, необычными явлениями и даже предметами. Проявиться признаки застенчивости у детей могут и после полугода. Например, когда к малышу доброжелательно обращаются посторонние люди, он волнуется или даже пугается. Не стоит беспокоиться — в этом возрасте такое поведение вполне нормально. Вопрос в том, на какое время застенчивость останется вместе с ребенком?
На лице написано
Очень важно не путать стеснительность с воспитанностью ребенка, его «корректностью» и способностью «критично» воспринимать ситуацию. Воспитанные дети тоже мягки и уступчивы. Они не стремятся любой ценой оказаться в центре внимания, могут быть молчаливыми и умеют проводить время в одиночестве. Но в то же время при обращении к ним, легко идут на контакт, и когда понадобится, скажут твердое «нет», смогут защитить себя. Тогда что же такое детская застенчивость?
Ее признаками могут быть:
трудности в коммуникации (ребенок стесняется начать или поддержать беседу, на заданные вопросы отвечает с видимым принуждением, сам вопросов не задает, не хочет или не может свободно излагать свою точку зрения);
скованность и зажатость при общении с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками);
молчание или односложные фразы в разговоре (не хочу, не буду, не пойду). В иных ситуациях у малыша может даже поменяться речь: она становится нечеткой, дрожащей, в ней заметны элементы заикания;
постоянное цепляние за старшего (родителей, бабушку, няню);
пугливость (ребенок опускает голову, прячет лицо, смотрит не в глаза, а в пол);
чрезмерная обидчивость.
Могут наблюдаться и внешние проявления сильного эмоционального напряжения: покраснение, испарина, повышенная потливость, подрагивание пальцев, тихий голос, ерзанье на стуле и т.д.
Но на самом деле, проблема не столько в самой застенчивости, сколько в степени ее выраженности. Ведь именно максимальные ее проявления могут создать подрастающему человечку проблемы в будущем.
Анализируя причины развития застенчивости, психологи рекомендуют обращать внимание, в том числе, и на темперамент ребенка. Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются куда реже, чем робкие флегматики и меланхолики.
Семейный портрет
Когда ребенок приходит в этот мир, у него не развито чувство понимания своего «я»: кто он? И отношение к нему родителей (или фигур, замещающих родителей) дает возможность сформироваться внутри у него такого понимания. Манера общения родителей с детьми, тип воспитания, принятый в семье, может спровоцировать развитие застенчивости у малыша.
Психологи выделяют четыре типа воспитания:
1. Авторитарный. Это тот тип воспитания, когда родители заставляют ребенка выполнять некие требования, не всегда соотносимые с его возрастом и развитием. Авторитаризм, полностью отрицающий потребности ребенка, может привести к развитию застенчивости. Тут нужно понимать, что застенчивость можно развить и воспитать в ребенке. И воспитать настолько, что из привычки она станет чертой характера. У ребенка формируется ощущение, что они ничего не способен сделать сам, и мир для него опасен. Он понимает: что бы он ни сделал, это всегда будет недостаточно идеально, не достаточно хорошо для родителей. Тогда он будет избегать ситуаций, в которых может испытать тревогу, страх, насилие или реальную опасность.
Самое печальное, что родители, культивирующие такой тип воспитания, искренне желают добра своим детям. Именно поэтому они настойчивы в своих запросах и требованиях к ребенку, потому что полагают, что должны научить ребенка чему-то очень важному. Например, в год — читать и завязывать шнурки. С одной стороны, это забота о ребенке, а с другой — скрытая потребность родителя получить от него то, что ему самому не хватает. Чаще всего это неуверенный в себе родитель, который не достиг чего-то в жизни, который использует ребенка как средство для демонстрации себя («Посмотрите, какой он у нас гениальный и талантливый!»).
2. Либеральный (его еще называют демократическим или попустительствующим) — это тип воспитания, при котором родители дают ребенку возможность делать все, что он считает необходимым. На самом деле, поскольку ребенок очень мал, он в глубине души осознает опасность внешнего мира и нуждается в поддержке (а порой и в жестком ограничении своих действий). И то, что родители понимают как уважение и любовь к ребенку, на самом деле воспринимается им самим как отсутствие и любви, и заботы. И этот вид воспитания может развить симптомы застенчивости. Зная о том, что «туда ходить нельзя», малыш все-таки идет и действительно попадает в очень серьезные ситуации, получая опыт, что мир для него крайне опасен. А все потому, что нет навыков, ведь родители не показали, как с этими опасностями справляться.
3. Авторитетный тип воспитания — тот, когда родитель ребенку спокойно говорит: «Я тебя научу». Этот родитель очень внимателен к своему чаду. В самом начале, когда малыш на руках матери впервые проявляет тревогу, она ему отвечает — «все нормально», «ты в порядке», «я тебя поддержу». Такие родители очень внимательны и наблюдают за развитием ребенка, они никогда не заставят его делать то, что ему не под силу. Им не придет в голову учить его читать или считать с пеленок. Они будут учить его первичным навыкам нахождения в мире. Они научат его справляться с эмоциями. Такие родители — это уверенные в себе люди — хорошо проведут своего детеныша по этому пути.
4. Воспитание по типу двойной связи — самый опасный тип воспитания, когда «попустительствующая» манера в какой-то мере сочетается с авторитарной («Ты туда сходи, сделай это, а я за это тебя накажу, или унижу, или обсмею»). При таком общении с родителями у ребенка невероятно высок уровень тревоги. С одной — стороны побуждение, с другой — страх, что его никто никогда не поддержит, что мир опасен, что если он, рискуя, все-таки пойдет туда, то все равно все итог будет плачевным. За этим последует решение: «Я начну избегать любых контактов», которое на начальном этапе будет выглядеть как застенчивость. Бесконечная тревога, которая отбирает у ребенка огромное количество сил, не оставляет ему энергии для действий, движений. Такой ребенок постоянно подвержен апатии. И уж тем более он никогда не будет принимать на себя ответственность за свои решения, поступки. Скорее всего, здесь компенсаторно в такой ситуации сработает обвиняющая позиция: «Виноваты все, но не я. Это сегодня погода такая! Не так на меня посмотрели, а так бы я все сделал отлично».
Неприятные последствия
Пока кроха мал, его робость может не доставлять особых проблем. Не любит ходить в детский сад? Ну а кто любит? Не страшно! Другое дело — школа… Застенчивый ребенок в классе может стать настоящим козлом отпущения. Почему? Он «закрыт» и постоянно находится в эмоциональном напряжении, а значит, молчит, не показывает своих эмоций, ничего не рассказывает о себе. В такой ситуации он становится источником тревоги для других детей, и невольно будет провоцировать к себе агрессивное отношение.
Другой вариант, в котором могут проигрывать застенчивые дети — это устные предметы, на которых нужно много говорить и быть в центре внимания. Хорошо, если такой ученик найдет в себе силы, чтобы наверстывать промахи публичных выступлений в письменных работах. Учителя будут понимать, в чем здесь дело, станут поддерживать и стимулировать его. Но велика вероятность того, что ребенок слишком глубоко уйдет в себя и будет избегать школы.
Часто застенчивость в детском характере соседствует со скрытностью. Общайтесь с другими родителями, интересуйтесь у педагогов, как обстоят дела у ребенка в детском саду или школе, чтобы избежать неприятных открытий.
И самое страшное для застенчивых детей — это подростковый период. У них накапливается с раннего возраста, сжимаясь, как пружина, агрессия. В один момент эту плотину прорывает, и родители получают бунтующего подростка. Заступая раз за разом за границы дозволенности, с одной стороны, он пугается, но с другой, получает некую власть над родителями, над ровесниками, над учителями, а попадая в «плохие» компании, получает подтверждение своей значимости, потому что признается там как человек со «своими», разрушительными и деструктивными, действиями.
Наконец, нужно заметить, что современная жизнь диктует жесткие требования: когда нужно уметь постоянно договариваться и громко заявлять о себе, молчание уже не в почете. Да, застенчивые дети могут быть очень прилежными, умными, способными и даже одаренными. Но из-за трудностей в коммуникации им гораздо сложнее проявить инициативу и показать свою индивидуальность, чем активным, общительным и более напористым сверстникам. Достаточно причин для того, чтобы «поработать» над детской застенчивостью, не правда ли?
Эй, не робей!
Рекомендации психолога родителям, которые хотят справиться с застенчивостью у ребенка, обычно начинаются с такого совета: запасайтесь терпением. За неделю и даже за месяц с застенчивостью не справиться. Вы должны давать себе задания каждый день, выходя на улицу, отводя малыша в детский сад, приходя в гости или оправляясь в цирк. Осторожно и поступательно вводите малыша в большой мир, говоря «делай, как я!». Основным критерием ваших действий должно быть его душевное состояние: как он выдерживает предложенные условия, насколько ему комфортно при этом.
Когда вы приводите застенчивого ребенка в детский сад или школу, обязательно предупредите об этой психологической особенности воспитателя или учителя, и посоветуйтесь, как ввести его в коллектив. Расскажите, как вы справляетесь с детской застенчивостью, какие у вас есть наработки, что вам помогает. Нельзя требовать от педагога решения этой проблемы, нужно пригласить его в свою команду. Если вы будете действовать сообща, то быстрее справитесь с его робостью, а ребенок, почувствовав себя в безопасности, скорее раскрепостится.
Три «нельзя»
Навешивать ярлыки. Не нужно лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: такой стеснительный!»), словно извиняясь за нее. Равно как не следует и принижать — намеренно или нет — его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»). Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.
Устраивать публичную порку. Все спорные и конфликтные инциденты, которые возникают у вас с ребенком, нельзя разбирать прилюдно. Стыдить, журить, если малыш что-то натворил, читать наставления, поучать — все это тоже нужно делать тет-а-тет. Даже если вы хотите заняться воспитанием в «тот самый момент», лучше отойти в сторонку или даже пошептаться. Главное — избавить застенчивого малыша от дополнительного стресса.
Сравнивать. Избегайте сравнений своего ребенка с кем-либо (братьями-сестрами, детьми знакомых, одногруппниками в детском саду) не в лучшую сторону. Не подчеркивайте его неудачи, ошибки и слабости в коммуникации. Изречения вроде «Максиму уже третий раз на утренниках главную роль дают, а у тебя до сих пор — три строчки! Пока не попросишь, рот не откроешь» — будут очень обидными для малыша. От такой жесткой «мотивации» самооценка и уверенность в себе у него легко упадут до нуля.
Пять «нужно»
Делиться опытом. Наверняка, были ситуации, когда у вас дрожали руки, сбивалось дыхание, а живот сводило от волнения — иными словами, вы стеснялись? Поделитесь воспоминаниями о своих переживаниях. Скажите, что стеснительность — это естественное чувство, с которым при желании можно легко справиться. Подавайте пример: спрашивайте у прохожих время или дорогу к магазину. Малыш должен видеть, что свободное общение с незнакомыми людьми — это нормально и не так уж страшно.
Укреплять у ребенка веру в себя. Постарайтесь сформировать у него чувство собственного достоинства: поменьше ругайте за неудачи и побольше хвалите за достижения («У тебя все получится», «Ты хорошо очень хорошо подготовлен», «Ты самый ловкий и спортивный»).
Оказывать поддержку. Застенчивый ребенок очень нуждается в чувстве безопасности. Дайте ему уверенность в том, что вы всегда будете рядом, когда понадобится помощь. Входя в комнату, полную народа, не выталкивайте его вперед и не оставляйте в одиночестве. Напротив, держите за руку, пока он не почувствует себя в своей тарелке, и сам не отпустит вас. На детской площадке сами заводите разговор с другими малышами и их родителями: через некоторое время ваше чадо вас с радостью поддержит!
Расширять кругозор. Поощряйте совместные игры и походы гости, сами приглашайте друзей, устраивайте совместные вылазки на природу. Не требуйте от маленького ребенка немедленного включения в диалог или игру — дайте ему время освоиться и привыкнуть к новой обстановке, но постепенно «раздвигайте» границы общения.
Обратиться к специалисту. Если вы видите, что у вас ничего не получается, и застенчивость продолжает набирать обороты, обратитесь к детскому психологу. Он поможет определить, что скрывается за детской робостью, позанимается с ребенком индивидуально или даст рекомендации походить на специальные занятия. Не стоит жалеть на эту работу времени и сил: часто на работу по раскрепощению приходится тратить столько же времени, сколько застенчивость формировалась.
Справиться играючи
Преодолеть детскую зажатость и нерешительность поможет игровая терапия. Предлагаем несколько игр, направленных на коррекцию застенчивого поведения малыша: они научат его свободно выражать эмоции и озвучивать свое мнение, общаться, импровизировать и снимать физическое напряжение.
«Давай поговорим!»
Предложите ребенку: «Давай поговорим? Я бы хотел стать волшебником (дрессировщиком, Фантомасом, дворником)!». «Почему?», — спросит кроха. Ответьте на все его вопросы, а потом ненавязчиво задайте свои.
«Рычи, лев, рычи!»
Упражнение можно выполнять как с одним ребенком, так и с группой детей. Скажите: «Мы — стая львов! Устроим соревнование: кто громче всех рычит?». По команде («Рычи, лев, рычи!») дети должны будут громко зарычать. Тот, чей рык был слышен лучше других, побеждает.
«Пойми меня!»
Запаситесь сборником стихов Агнии Барто («Бычок», «Мишка», «Мячик», «Зайка» и др.). Строчку за строчкой читайте стихотворение, а ребенок должен мимикой и жестами иллюстрировать описываемые события, действия и эмоции.
«Чья походка?»
По очереди имитируйте, как ходит: годовалый малыш, старушка, кошка или собака, акробат в цирке и т.п. Сначала потренируйтесь перед зеркалом, а потом играйте на «угадывания».
«Преображение»
Замкнутость и зажатость можно обхитрить, если дать ребенку возможность выразить себя, выдав за кого-то другого. Сделайте сами или купите несколько масок (животных, любимых персонажей мультфильмов, супергероев). Пусть малыш выберет маску, придумает себе имя, род занятий. Покажите ему, как можно говорить «чужим» голосом, и начинайте вместе «рассказывать» историю.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на