В первые месяцы после своего рождения малютка не очень четко воспринимает окружающие его звуки. Самым близким и приятным для него звучанием является ласковый голос мамы. Сначала он будет просто слушать, как мама поет или рассказывает, но постепенно, по мере взросления, начнет воспринимать различные оттенки и интонации ее голоса.
В два года вы можете знакомить вашего кроху с разными по высоте звуками. Для примера возьмем два голоса – мужской и женский. Обычно мужской голос более грубый, суровый по звучанию, то есть низкий, а женский – тонкий и нежный и, следовательно, высокий. Так что в природе и в музыке существуют высокие и низкие звуки.
Моя мама – артистка
А теперь вам предстоит стать актрисой и, рассказывая ребенку очередную сказочку, разыграть ее по ролям. Например, «Колобок». Во время повествования придется несколько раз изменять высоту голоса. Роли Колобка, Зайца и Лисы вы будете исполнять высоким голосом, а роли Волка и Медведя – низким. При этом объясните малышу, что голоса первых трех персонажей называются высокими, так как звучат тоненько и ласково, а голоса Волка и Медведя звучат более грубо, и поэтому их называют низкими. Сначала ваш кроха не сможет понять, почему голоса бывают высокие и низкие. Ведь понятие высоты связано у малютки с каким-нибудь предметом или ростом взрослого человека. Но подсознательно эта информация отложится в маленькой головке. Так же можно рассказывать и другие сказки, в которых встречается прямая речь. Например, «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Волк». В конце каждой сказки обсудите вместе с вашим крохой, какие персонажи говорят высокими голосами, а какие – низкими.
Умные таланты
Когда ребенок сможет рассказывать сказки самостоятельно, предложите разыграть одну по ролям. Выберите простую, в которой есть два действующих лица. К примеру, это может быть сказка «Лиса и Волк». Предложите крохе исполнить роль Лисы, а сами возьмите роль Волка. Предварительно обговорите с ребенком, какой персонаж будет говорить высоким голосом, а какой – низким. Позже можно предложить малышу самому исполнить всю сказку. Малютка с большим интересом будет менять голоса, изображая героев сказки. Можно привлечь к этому занятию и других членов семьи: папу, бабушек, дедушек,старших детей. Для этого прекрасно подойдет сказка «Теремок» или «Колобок». Для начала вместе с малышом распределите роли, акцентируя внимание на голосах всех персонажей, а затем вживайтесь в свои роли. Такие же постановки можно разыгрывать с участием различных игрушек. Выберите две игрушки разного размера, например большую и маленькую собачку. Спросите у крохи, каким по высоте голосом должна лаять большая собачка и каким – маленькая, вместе с ним изобразите эти звуки.
Они поют!
Возьмите изображения двух птиц: большой вороны и маленького воробья. Предложите ребенку определить, какая из птиц будет петь более высоким голосом, какая – более низким. Если малыш даст правильный ответ, попросите его рассказать вам, почему именно он так решил. Скорее всего, малютка будет руководствоваться размерами птиц. Если ребенок не сможет ответить самостоятельно, изобразите ему карканье вороны и чириканье воробья. Возможно, кроха быстрее определит высоту голосов на слух. Точно так же можно работать и с другими картинками, изображающими разных по величине животных и птиц. В каждом случае объясняйте малышу, что у большого животного голос толстый и грубый и, следовательно, низкий, а у маленького тонкий и легкий, то есть высокий. Предложите малютке передать своим голоском голоса знакомых ему зверей и птиц. Ваш ребенок с большим удовольствием будет пищать, как мышка, рычать, как медведь, и нежным голоском мяукать, изображая котика.
Звездные голоса
С раннего возраста малыши с интересом слушают хорошую эстрадную музыку. Подберите в вашей домашней фонотеке несколько дисков с песнями различных исполнителей. Прослушайте сначала отрывок песни в исполнении певца с высоким голосом, а затем – с более низким. Совсем необязательно прослушивать всю песню до конца. Сравнивая два голоса, малютке легче определить, кто из певцов поет высоким голосом, а кто – низким. Для такого занятия идеально подойдут голоса оперных исполнителей, так как у них более ярко выражена высота голоса.
Моя гитара
Особенно большую пользу в ваших занятиях принесут различные детские музыкальные инструменты. Для этого совсем не обязательно обзаводиться целым оркестром. Достаточно приобрести всего несколько разнохарактерных инструментов: колокольчик, детскую игрушечную гитару, барабанчик. Для начала вы можете использовать просто два отрезка лески разной толщины. Пригласите к участию в этом занятии еще кого-то из членов семьи. Туго натяните руками каждый кусок лески и предложите малышу пощипать пальчиком первую и вторую струну по очереди. Хорошо натянутая леска будет издавать звонкое звучание. Толстая струна будет звучать более низко, а тонкая – повыше. Малышу будет нетрудно определить высоту звучания каждой лески.
После этого подготовительного упражнения можно начинать занятия с детской гитарой. Этот инструмент обычно имеет несколько струн разной толщины и, соответственно, разной высоты. Теперь малыш может пощипать пальчиком каждую струну, начиная от самой толстой, или, наоборот, от самой тонкой. Обязательно обратите внимание крохи, что струна, становясь тоньше, начинает петь более высоким голосом, а по мере утолщения струны – более низким.
Теперь возьмите маленький медный колокольчик и барабанчик. Предложите малышу позвенеть колокольчиком и постучать на барабане. Во-первых, ребенок с удовольствием будет выстукивать и вызванивать какой-нибудь ритм, а значит, развивать в себе это чувство ритма. Во-вторых, малютка быстро определит, какой высоты звуки издают эти инструменты. Например, для такого обучения прекрасно подойдет детское пианино, но при условии, что кто-то из родителей хотя бы немного знаком с приемами игры на этом инструменте.
Прогулка по лесенке
А теперь вам предстоит стать певцами и вместе с малышом попытаться спеть несложные мелодии, постепенно повышая и понижая голос. Для начала нарисуйте на большом листе бумаги семь ступенек вверх и столько же вниз. Это схема, по которой вы будете петь. Все родители, будучи школьниками, на уроках по пению проходили, что такое гамма. Это семь звуков, которые постепенно повышаются от первого звука к седьмому. Вы можете петь ее на любой слог, например «ля» или «та». Возьмите какую-нибудь небольшую игрушку (куколку или зайчика) и поставьте ее на первую ступеньку лестницы.
Вместе с этим вы голосом поете звук определенной высоты. Высота первого звука может быть произвольной, выберите ее сами. Затем ставите игрушку на вторую ступеньку и поете звук немного повыше первого. Так вы доходите до верхней ступеньки и начинаете спускаться вниз. В этом случае ваш голос будет постепенно понижаться. Можно делать это упражнение вместе с ребенком: он должен сам водить куколку по лестнице и петь вместе с вами. Надо объяснить малышу, что с повышением ступенек голос становится все более высоким, а с понижением – более низким.
Слушаем сказку
Пришла пора использовать музыкальный материал. Для этого очень хорошо подойдет симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк». Предварительно сами прослушайте запись, чтобы понять содержание произведения. Это будет несложно: музыка сказки сопровождается чтением текста. Перед началом занятия скажите малютке, как она называется, и кратко, в доступной форме изложите ее содержание. Далее объясните ребенку, что у каждого героя сказки есть своя музыка. После предварительной беседы включайте запись.
Во время слушания поясняйте крохе, какие по высоте звуки изображают того или иного персонажа. Образ птички передает нежная флейта, поэтому вашему малютке будет несложно определить, что это звучит высокий голос. Инструменты, рисующие образы дедушки и волка, будут звучать значительно ниже. Впоследствии, после нескольких прослушиваний, ваш малыш уже сможет сам узнавать, какой персонаж изображается звучанием каждого инструмента.