Идите лесом
«Я много езжу на такси и много езжу с детьми. У меня ребенок семи лет и я всегда со своим бустером (причем, имеющим сертификацию, прописанную в ПДД). Поэтому я не заказываю детский тариф — его обычно намного дольше ждать. А также мне не нужно удерживающее устройство, ребенок по возрасту в нем уже не нуждается», — пишет у себя на страничке на Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация) Анна Данилова, редактор, преподаватель МГУ, мама пятерых детей.
По словам многодетной мамы, она постоянно сталкивается с агрессией водителей. Причем по-хамски себя ведут не только в «экономе», но и в «комфорте». Иногда и вовсе прямо отказываются везти ребенка в его бустере. И с неудовольствием вопрошают, почему не заказали «детский» тариф. А ведь ребенку после семи лет никакой особый тариф не нужен, это такой же пассажир, как и все.
«А несколько раз меня просто отказались везти. Цинично смотрящий на тебя мужчина врет, что у него нет разрешения перевозить детей до 12 лет (такого разрешения нет, с 12 лет по ПДД ребенок может ездить на переднем сидении). И ты остаешься на морозе с шокированным ребенком ждать еще 10 минут», — пишет Анна об очередном инциденте с водителем, работающим под лейблом крупного таксомоторного агрегатора.
Служба поддержки в ответ на жалобы обещает отругать водителя, но ничего не меняется.
«Я езжу на такси с детьми почти восемь лет и почти всегда со своими креслами (они у меня дорогие и надежные в отличие от кресел в такси). Но такое отношение началось недавно и системно», — добавляет Анна.
И это не единственная проблема. Водители не носят маски — максимум на подбородке. На просьбу надеть маску, как следует, чаще всего отказываются.
«У нас такая же проблема, но с другим агрегатором. Мало того, что детский тариф в два с половиной раза дороже, так еще и ждать дольше. Детское автокресло чаще всего просто валяется в багажнике, никаким особым образом оно не закреплено. Но на просьбу поставить свое чего только не услышишь, — говорит Елена, мама пятилетнего сына. — Водителей ничуть не смущает ребенок в салоне — они курят, слушают матерные песни. И попробуй сделать замечание!»
«Я тоже однажды решила воспользоваться своим бустером и огребла по полной… Причем я заказала детское такси (с одним креслом), а бустер взяла с собой. Детей у меня двое. И что же? Водитель не повез. Надо, мол, было заказывать машину с двумя детскими местами», — пишет Ангелина из Москвы.
«Моему сыну почти 11, ростом под 150, весом за 45. Самое гуманное, что услышала за последние дни: пусть скажет, что ему 12. Некоторые просто отказываются везти. Детский тариф нам не поможет — у них при выборе удерживающего устройства стоит верхняя планка в 36 кг. Что делать-то?! Пока пишу в комментариях при заказе — с ребенком 10 лет/45 кг», — жалуется Юлия из Санкт-Петербурга.
«Я была на 7 месяце беременности, ехали с 8-летней дочкой домой. До места оставался еще квартал, но таксист взял следующий вызов, остановил машину и велел нам выйти. А гололед ужасный! Я говорю: „Если бы хотела прогуляться, то не вызывала бы такси. Прошу довезти нас до места“. Он: „Иди, жир растряси, тебе полезно“. Мы вышли, я его свиньей назвала, а он меня на три буквы послал на всю улицу. Ребенок мой от испуга расплакался, а я долго вообще боялась в такси садиться», — Яна, Ростов-на-Дону.
Большинство крупных агрегаторов такси — это компании, которые собирают заказы от клиентов и передают их водителям. Основной вид их деятельности в выписке ЕГРЮЛ значится так: разработка компьютерного программного обеспечения; деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий; услуги колл-центра и тому подобное. Юридически перевозкой они не занимаются, а играют лишь роль посредника между пассажиром и водителем. Нередко такие компании зарегистрированы за рубежом, однако это им не мешает зарабатывать на российском рынке, в том числе выигрывая многомиллионные контракты.
Хотите гарантий — придется раскошелиться
Сразу оговоримся: не всегда уровень сервиса действительно ниже плинтуса, и далеко не все водители такие, как в наших примерах. Так же, как и в любой другой профессии, среди них много хороших людей. Вот что говорит один из них.
«С недавних пор я начал таксовать в силу разных обстоятельств, в том числе и некоторого опыта для своей основной профессии. Я — журналист. Система, которая формирует заказы эконом-класса, слабо может отслеживать качество водителей. Чтобы вы понимали, у водителей класса эконом нет возможности даже отлучиться в туалет. За любой сброс заказа, если он уже прилетел, но ты его не готов взять, тебя штрафуют. Чаще всего на адские условия труда идут из-за огромной нужды.
То есть вся система эконом-такси держится только на том, что любой желающий водитель может сесть в свою машину и выехать на линию. Он должен сделать максимально быстро и дешево. Нет никаких гарантий, что любой желающий будет вежливым и культурным. Не пытаюсь оправдать хамство и наглость, но все же ситуация действительно сложная.
Не стоит надеяться и на тариф комфорт — это тот же эконом. Чуть более качественные машины, цены ненамного выше, а уровень требований к водителям тот же самый.
Но есть тариф комфорт+. Вот здесь гораздо больше требований к водителю, в том числе к его внешнему виду и поведению. За любую малейшую ошибку ему снижают рейтинг, и он не может работать. Поэтому водители комфорт+ сами заинтересованы в положительном разрешении спорных ситуаций. Но платить придется уже ощутимо больше, чем в экономе».
Любить не вредно
Но даже принцип «чем дороже, тем лучше» работает не всегда. Иначе почему на более дорогой детский тариф машину приходится ждать по часу, салон прокурен, а от блатных песен дрожат стекла? Видимо, потому что просто не нравятся водителю такие пассажиры — мама и ребенок.
У нас, к сожалению, общество поляризовано в отношении к детям. Даже к человеку, который в ночном клубе перебрал, сочувствия больше, чем к уставшей женщине с малышом. Вероятность, что именно ее откажутся везти, гораздо выше. Оставить кроху на морозе, с точки зрения некоторых водителей, — это нормально. Никто за это не осудит, ведь у нас так принято.
«Мамаша, уберите ребенка!» — это часть общей дискриминации материнства и детства, считают комментаторы инцидента. У нас косо смотрят на деток с синдромом Дауна, набрасываются на кормящую грудью в кафе, чуть что, клеймят «яжматерью», советуют ездить «со своим выводком» на «майбахе», а нет «майбаха», так сидеть дома.
Если тенденцию не переломить, велик риск того, что «кричащие» истории, которые сегодня вызывают поток негодования, со временем перестанут волновать. И мамы с детьми в общественном сознании навсегда превратятся в существ второго сорта.
Есть варианты
К счастью, в некоторых городах нашей необъятной начали появляться такси, специализирующиеся исключительно на перевозках родителей и детей. Они же предлагают услугу автоняни, когда ребенка регулярно возит (например, на секцию) и забирает один и тот же человек. Есть компании, которые набирают в водители только женщин — мамочки считают, что с ними отправлять чадо безопаснее. Салоны в детских такси чистые, приятно пахнут, с веселой музыкой из мультфильмов. Но выживет ли такой бизнес в наше непростое время?
«В случае, когда таксист приезжает по вызову, он не вправе отказать в перевозке родителя с ребенком, в том числе с вашим детским сиденьем. Чтобы защитить свои права, необходимо зафиксировать на видео отказ водителя везти или любое проявление неуважения к вам с его стороны. Ответственность за поведение таксиста по закону о «Защите прав потребителей» возлагается на компанию, предоставляющую услугу такси, пусть даже информационную, поскольку водитель осуществляет перевозку по поручению этой компании.
Вы можете предъявить письменную претензию к агрегатору такси и потребовать от него компенсации морального вреда в денежном выражении за отказ водителя от перевозки, а также прозвучавшие оскорбления. Аналогичным образом вы можете поступить, когда водитель не надевает защитную маску или отказывается ее надеть по вашему требованию. Однако нельзя забывать о том, что данное нарушение также должно быть записано на видео или хотя бы на диктофон. В случае, если вашу претензию агрегатор такси не удовлетворил, вы вправе обратиться в суд с требованием к нему о компенсации морального вреда».
Что говорит закон?
Согласно ПДД, перевозка детей младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Ребенок с 7 лет на заднем сидении должен быть пристегнут ремнем безопасности, на переднем разрешено находиться с 12 лет.