«Здравствуйте. Мой сын перешел в 4-м классе в соседнюю школу с завышенными требованиями, сейчас уже в 6-м классе, по учебе с первого класса учился на удовлетворительные оценки. Ходили какое-то время к репетитору в городе, и потом перешли к онлайн репетитору. Я помогаю, насколько могу. В общем, в итоге никак не можем поднять оценки + еще сын ленится и предпочитает промолчать, когда его спрашивает учитель. Мой сын ходит еще 6 лет в хореографическую школу, на учебу это не влияло, но учитель настаивает, чтобы сын бросил и только учебой занимался. Мало того, итак учат сейчас не очень, больше самостоятельно изучать задают, и уроков море. Что делать?»
Ольга, 39 лет
Каждый человек индивидуален, и понять, что на самом деле происходит, можно только после диагностики у педагогов-предметников и нейропсихологического тестирования. Тем не менее, есть несколько типичных вариантов, над которыми стоит задуматься.
1. Результативность в учебе зачастую связана с общей школьной атмосферой
Вы перешли в школу с «завышенными требованиями». Как ребенок воспринял этот переход? Как влился в новый для него, но уже сложившийся коллектив? Какие у него сейчас отношения с одноклассниками? Какова общая школьная политика в отношении оценок? В одних школах выставляют несколько завышенные поощряющие оценки (особенно часто такое встречается в начальных классах), в других специально занижают, чтобы ученик не расслаблялся.
Радикальное решение здесь — смена школы и выстраивание репутации на новом месте без претензий и ожиданий.
2. Трудности в обучении могут быть следствием не решенных вовремя проблем с чтением и пониманием прочитанного
Чтение — сложный когнитивный навык, в котором задействовано множество областей мозга. Каким бы умным ни был ребенок, если «крышечка перекипает» (то есть физические контакты между областями мозга, отвечающими за чтение, нарушаются), у школьника будут трудности с восприятием информации. Это касается не только текущих уроков. Часто ошибки в ОГЭ и ЕГЭ связаны не с незнанием материала, а с неумением прочитать и понять задание и правильно написать ответ.
Если у ребенка гиперактивность, проблемы со зрением, головные боли, трудности с концентрацией внимания, нужна консультация невролога.
3. У ребенка нет навыка самостоятельной работы
Ребенок, «сидящий» на репетиторах, часто привыкает к тому, что его подстрахуют. В таком случае лень и отмалчивание на уроке — прямое следствие боязни ошибки. Нужно не делать с ребенком текущее домашнее задание, а учить учиться.
4. Лень и неуспех часто прямое следствие перегруженности
Невозможно быть успешным во всем. Дополнительные занятия (спорт, хореография, музыка, программирование) с каждым годом требуют все больше времени и сил. В общеобразовательной школе нагрузки также растут от класса к классу.
В определенный момент нужно расставить приоритеты, иначе получится, как в пословице: за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Чтобы подробно ответить на данный вопрос, не хватает информации от самого сына, так как у мальчика уже начинается ранний подростковый возраст, он наверняка может дать много информации. Если бы это была сессия, то через рисуночные тесты и различные упражнения мы бы точно узнали, в чем причина и какая основная сложность, с которой сталкивается сын. Также важна информация о дополнительных стрессовых факторах: был ли развод, сколько детей в семье и другое. Поскольку это виртуальный вопрос, здесь можно только догадываться и рассматривать возможные варианты.
Самая первая гипотеза связана с тем, что у ребенка длительный период адаптации. Смена школы — всегда колоссальный стресс и это требует времени: на этот период могут снизиться оценки, снизится мотивация. Но, с другой стороны, мы видим, что уже прошло почти два года, по идее адаптация должна была пройти.
Следующие варианты действительно связаны с тем, что ребенку сложно тянуть нагрузку в другой школе. Все-таки программа начальной школы сильно отличается от программы средней, которая подразумевает больше мотивации ученика, его включенности, выполнение домашних заданий самостоятельно. Поэтому, возможно, программа действительно сложная, и сыну нужна какая-то дополнительная поддержка в виде репетиторов и большего времени для того, чтобы ее выполнять.
А со стороны ребенка может быть тысяча и одна причина. Может быть буллинг в школе, конфликт с учителями, отсутствие единомышленников в классе, какая-то личная неприязнь к этой школе, обида на маму, плохое зрение (в то время, как ребенок сидит на задней парте и попросту не видит то, что делают на доске), отсутствие энергии для выполнения заданий, потому что у него большая загрузка не только в школе, но и на танцах. И танцы ему могут тоже не нравиться или перестали нравиться, но он боится признаться в этом из-за затраченных усилий…
Также из возможных причин такого поведения: это может быть сигнал переходного возраста и сложностей с родителями, которые обращают внимание только на его оценки, а не на его личные качества, переживания. Причин может быть миллион и все выше перечисленные — свободные фантазии психолога на заданную тему. Поэтому всегда, когда есть какие-то сложности в отношении ребенка, самый действенный и быстрый способ — обратиться к детскому психологу. А специалист выяснит проблемы непосредственно у ребенка, но аккуратно, не через прямые вопросы, а через различные проективные методики.
Рекомендации
1. Поддерживать ребенка
Родители прежде всего не учителя, которые контролируют выполнение домашних заданий, а близкие люди, которые принимают ребенка в моменты усталости, грусти, каких-то сложных этапов. Поэтому, если у вас есть доверительные отношения с сыном, то, конечно, вам будет легче, в том числе решить вопросы со школой.
2. Развивайте внутреннюю мотивацию
Если мы говорим про внутреннюю мотивацию, то, конечно, важно поддерживать ребенка и замечать его даже самые небольшие успехи.
Также важно убедиться, что у него есть компетентность: он понимает, что от него требуется и как это делать. Если этого нет, то нужно помочь ему стать компетентным.
Следующий важный момент — возможность выбора. У ребенка нет выбора ходить в школу или нет, но у него есть выбор в рамках учебной деятельности. То есть, например, сделать уроки сейчас или потом, пойти в школу этим путем или другим, надеть в школу это или это.
Все эти три пункта помогут ребенку развить внутреннюю мотивацию и позволят ему чувствовать собственную значимость.
3. Дайте возможность побыть ребенком
Очень часто родители забывают про то, что дети — дети. И у ребенка должно быть личное, свободное время, как минимум час в день. В этот период ребенок может отдохнуть, и делать то, что ему хочется.
Даже если мы посмотрим на возрастную психологию, то основная деятельность у детей в 6 классе вовсе не учебная, а именно общение со сверстниками. Поэтому общение и свободное время должны быть, а также должен быть качественный отдых на выходные.
То есть, если у ребенка колоссальная нагрузка по танцам, колоссальная нагрузка по школе, у него просто нет возможности восстановиться. Ребенок находится в состоянии постоянного истощения, стресса и выгорания, в котором невозможно хорошо функционировать.
Помните, практически любую проблему можно решить! И детские психологи в этом вам смогут помочь. Удачи.