В нашей рубрике «Задай вопрос эксперту» читательница Галина спрашивает:
«Ребенок 6 лет сказал, что воспитатель за ошибки дает ему подзатыльники и щелбаны. Как понять, что это не его фантазия? Что делать?»
— В дошкольном возрасте ребенок уже может проявлять фантазии, но это очень индивидуально. Вопрос в том, почему он сочиняет. Скорее всего, это связано с отношением малыша к конкретному педагогу.
Сначала я рекомендую подробно расспросить ребенка. Попросите малыша рассказать, как все происходило: в связи с чем его ругали, после чего это произошло. Попросите ребенка показать на какой-нибудь игрушке, как именно педагог ударил. Выясните как можно больше подробностей.
Если такая ситуация происходит не в первый раз, то попросите рассказать, когда это происходило раньше. Будет понятно, с какими ситуациями ребенок связывает такое поведение педагога, есть ли в действиях воспитателя система. А если рассказе малыша будет много несостыковок, то можно заподозрить фантазии.
Далее я рекомендую родителям поговорить с педагогом и попросить разъяснить ситуацию. Без претензий и обвинений рассказать воспитателю, что ребенок не один раз рассказывал дома о подзатыльниках. Посмотрите, как педагог будет себя вести, как она будет разъяснять обстоятельства случившегося. Станет понятно, имел ли место такой эпизод вообще.
Если ребенок говорит, что его наказывают или ущемляют, нужно обязательно обратить на это внимание. И дело даже не в том, правда это или фантазия.
Это говорит о том, что существует ситуация, при которой ребенок чувствует себя дискомфортно и его воображение достраивает негативные подробности.
6 лет — это уже возраст, в котором, даже если ребенок нафантазировал и к нему не применяли телесные наказания, он показывает свой дискомфорт в отношениях с данным педагогом. Может быть, ему не нравится воспитатель. Тогда желательно выяснить, почему. Нужно помочь ребенку сформировать конструктивное взаимодействие с этим педагогом. Например, если один воспитатель разрешает что-то и играет в игры, которые по душе малышу, то можно предложить их и второму, нелюбимому воспитателю.
Очень важно научить ребенка конструктивному взаимодействию с окружающими. То есть не подстраиваться и терпеть, а попробовать самому предложить что-то. Это полезный навык, он пригодится потом и в школе.
Если физическое наказание было, нужно однозначно поставить в известность администрацию детского сада. Физическое наказание в любом его проявлении нарушает права ребенка и категорически не должно допускаться. А если все-таки это была фантазия, постарайтесь разобраться в причинах и ликвидировать дискомфорт, из-за которого малыш фантазирует.
— Поговорите с воспитателем об этом в присутствии ребенка. Но не про сам факт подзатыльника, а про то, что было до него и после. Подзатыльник, если он имеет место быть — это реакция на предшествующие события, а то, что следует дальше — это цель такого взаимодействия. В любом случае, надо сконцентрироваться не на том, чтобы найти доказательства неправильных действий воспитателя или «лжи» ребенка с целью наказать кого-то из них, а выяснить причину такого поведения.
Просто запретить и наказать не получится. Проблема мигрирует в другую плоскость общения. Подзатыльники станут эмоциональными или интеллектуальными, а в случае фантазий ребенка, они будут дополнены провокациями с его стороны в сторону воспитателя.
Проблема коммуникативного свойства — в этой плоскости и надо ее решать. На данный момент у них есть вот такой способ решать ее, а надо выработать другой, подходящий обоим. То есть, их надо научить договариваться. В любом случае, худшим вариантом будет бездействие. И поиск доказательств чьей-то вины — это именно оно!
Если не уверенны в своих силах в данном вопросе, то вам поможет специалист под названием медиатор. Обратитесь к нему, и он гармонизирует эту ситуацию вместе с вами, воспитателем и ребенком.