Исследование, в котором приняли участие 6320 детей из детских садов, начальных школ и пятых классов, провели ученые из Университета штата Огайо. Эксперты учитывали степень интернализации поведения (тревога и социальная замкнутость) детей и экстернализации (агрессия, уничтожение личных предметов одноклассников), социальные навыки школьников. Кроме того, эксперты просили пятиклассников рассказать о своем чувстве общности с одноклассниками и отношениях внутри коллектива.
Кроме того, школьная форма лишает ребенка индивидуальности, возможности выразить себя через внешний облик, одежду.
Дискуссии о том, что дает ученику форменная одежда, идут бесконечно. В нашей стране в этом плане были опробованы все варианты: в советской школе единая форма, потом свободная одежда, сейчас дресс-код устанавливает общеобразовательное учреждение на свой выбор.
Если есть уже данные о том, что одежда, в которой ученики посещают уроки, может влиять на поведение ребенка, на его психику, то, возможно, стоит отказаться от школьной формы?
Требования ко всем одинаковые
«Школьная форма — это первый показатель дисциплины школьника, — считает Ольга Кудрявцева, мама 9-классника. — Достаточно взглянуть на внешний вид, и меж строк можно прочитать его отношение к школе. И не только его, но и родителей тоже.
Часто от взрослых можно слышать про школьную форму: «Мы поищем похожее платье, тоже серое. Моя Маша такое не наденет». Но если требования к школьной форме существуют, они должны относиться ко всем в равной степени. Иногда, встречая одноклассников сына на перемене, диву даешься их франтовским зауженным брюкам в крупную клетку, водолазкам всевозможных цветов.
В любой частной школе Европы придают огромное значение школьной форме. И не только потому, что она — узнаваемое лицо школы, но скорее потому, что она показывает, что ко всем учащимся в школе одинаковое отношение. Родители платят большие деньги частным школам (в Великобритании около 1,5 миллиона рублей за триместр) за то, чтобы их ребенка научили дисциплине, уважению к учителям и общим требованиям. Именно поэтому, вырастая, он не лезет вперед тебя в очереди, даже если ему «только спросить», извинится, если наступил тебе на ногу, и в принципе будет выражать недовольство не в виде хамства, а подчеркнуто вежливо.
Конечно, воспитание зависит не только от школьной формы. Но если наши дети позволяют себе пренебрегать школьными правилами, и это «прокатывает», значит, они будут и дальше позволять себе больше, нащупывая грань, за которую взрослый уже не позволит заходить. Точно так же прокатывает дерзость к учителю, невыполненное домашнее задание и т.д.»
Мнения педагогов
Школьная форма нужна для того, чтобы приучать ребенка к порядку, самоорганизации и дисциплине, а это в какой-то мере влияет и на его успеваемость и поведение. Если говорить про частное образование, то мы за форму как элемент идентификации ученика определенной школы и возможность использовать нарядный вариант для парадного выхода. Но стандартный набор — платье-фартук, брюки-пиджак — решили не вводить.
Мы ценим свободу самовыражения, поэтому для себя определили, что ключевыми элементами нашей формы будут галстуки и шевроны, они используются в ответственных случаях, это не только указание на принадлежность к учебному заведению, это наша гордость.
И еще один важный момент. Чтобы в школу не приходили в пижамах или откровенных нарядах, требования дресс-кода мы прописали в этическом кодексе, показали наглядно, какие цвета, фасоны, комплекты можно подбирать для учебы. Советуем придерживаться стиля кэжуал или смарт-кэжуал с учетом возраста наших учеников.
В школах, где нет униформы, ребенок чувствует себя комфортней, так как он может самовыражаться и носить то, в чем он чувствует себя собой. Настроение и самооценка ребенка зависят от его позиции среди сверстников. Не стоит забывать о самовыражении подростков, которые демонстрируют свою индивидуальность через элементы одежды. Зачастую школьная форма умаляет личностное значение ребенка, он не может проявлять себя и показывать свое собственное «я», особенно в переходном возрасте. Вспомним учителей «старой закалки», которые смотрят в первую очередь на внешность ребенка, заставляют смывать яркий макияж и осуждают нестандартный цвет волос: ребенок только замыкается в себе, пряча самовыражение под серой одинаковой одеждой.
Школьнику важно быть не таким, как все, тогда и его поведение на занятиях будет похоже на поведение внешнее, а школьная форма, наоборот, держит ребенка в строгих ограничительных рамках. Цвета униформы обычно приглушенных тонов, они не «задают» настроения, стараются не привлекать внимания — многим подросткам хочется быть в центре, даже во время обучения, чтобы на них смотрели и изучали — одинаковая школьная форма лишает такой возможности. По опыту языковой школы, где нет школьной формы и строгих рамок в одежде, можно отметить, что дети чувствуют себя свободно на занятиях и чаще проявляют себя, активнее общаются со сверстниками.
Общий вывод: школьная форма не оказывает влияния на процесс обучения, однако, негативно влияет на ребенка с точки зрения психологии. Одежда не заменит точных методик преподавания — только педагог может настроить ученика на лучшую учебу.
Школьная форма помогает воспитывать у детей дисциплину — не более, на поведение или успеваемость она не влияет. Мне как преподавателю не важно, есть ли в школе определенный дресс-код или нет. По моему наблюдению, обычно дети не любят носить форму. Может быть, дело в фасонах — будь она немного стильнее, старшеклассники с большим удовольствием ее надевали. А в младших классах большинству детей безразлично, в чем они ходят в школу.
Школьная форма влияет на успеваемость и поведение ученика?
- 25.7%Нет. Совершенно не связанные между собой понятия.
- 14.3%Не влияет, но школа - это деловое учреждение, форма нужна.
- 8.6%Влияет, потому что учит дисциплине и самоконтролю.
- 40.0%Я против формы. Нет ничего плохого в свободном стиле.
- 11.4%Я - за форму. Семьи бывают разного достатка, а тут хоть какое-то равенство.