Почему полезны даже страшные сказки
В сказках заключен определенный код. Есть добрые сказки, есть злые, есть жизнеутверждающие, есть и пугающие. И все-таки это фольклор. Фольклор, основанный на голосовой речи матери, близкого человека. Если мама их читает — это по определению добрая информация, ребенок не отождествляет эти сказки с чем-то плохим. Но когда ребенок подрастает, то отношение к данным, которые заключены в сказке, начинают у него трансформироваться и получается, что когда мы взрослеем, то нам они уже не кажутся добрыми.
У меня двое сыновей, 12 и 14 лет, старший некоторые сказки воспринимает уже как агрессивные. Например, он считает, что «Красная Шапочка» — это ужастик. Но страшные сказки нужны детям — страх помогает ребенку обучаться. Он сталкивается в сказке с чем-то неприятным и даже ужасным, и это становится своего рода формой подготовки малыша ко взрослой жизни. Реальная жизнь далека от идеала.
Какие сказки читать ребенку и когда начинать
Начинать ребенку рассказывать сказки стоит еще до его рождения. Читайте их во время беременности. Неважно, вслух вы будете их читать или про себя, потому что ребенок в это время не воспринимает текст, он воспринимает эмоции. И конечно лучше читать добрые сказки. Во время беременности женщина не должна испытывать негативных эмоций, ведь в это время для мамы очень важно состояние покоя. И это самое лучшее состояние для будущего малыша.
Почему я обычно советую начинать знакомить ребенка со сказок Пушкина? Когда мы читаем текст Пушкина, практически у любого человека включается фантазия. Я проводила анализ среди детей разных возрастов, и они все хорошо воображали героев его сказок, достаточно четко представляли себе принцесс, богатырей и прочих персонажей. А все потому, что Пушкин умел описывать героев так, что образы их легко представить. А вот, читая, например, печатную версию сказки Лунтика, если вы не видели мультфильм, представить героя себе невозможно.
Сказки добрые и странные
Возьмем для примера «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях». Пушкин написал ее через 21 год после того, как вышла «Белоснежка и семь гномов». Оригинал из немецкого фольклора (который стал основой и сказки про Белоснежку) поэт услышал от няни Арины Родионовны, и исходник был довольно деструктивный. В этой истории были рудокопы маленького роста, описывалось поверье, что нужно отдать самую красивую девушку на съедение неведомого чудовища, была колдунья, а еще трава, которая вводила человека в анабиоз. Таков был оригинал, братья Гримм переписали его — у них получилась сказка с хорошим финалом. А Пушкин добавил романтики и красоты. Поэтому я считаю, что беременным лучше читать Пушкина.
А вот «Белоснежку и семь гномов» стоит читать ребенку, который уже может картинки рассматривать. Потому что без них может возникнуть непонимание. Когда в книге есть картинки с гномиками, то проще объяснить ребенку, кто это. Но если не видеть, то очень сложно понять — в тексте сказки довольно скупой язык. И лучше всего, если на картинках будут диснеевские персонажи. Благодаря Диснею весь негатив из этой сказки вычеркнут.
Русские народные сказки про репку и Курочку-Рябу тоже стоит рассказывать малышу. Эти сказки немного абсурдные, но польза от них есть. Ребенок начинает узнавать животных и простые предметы — яичко, репка.
Есть ли такие сказки, которые не стоит читать маленьким детям? Психологи уверяют, что да. Читайте подробнее: «Вредно для психики: 10 известных сказок, которые не стоит читать детям до 12 лет»
Как читать малышу сказку
Перед чтением ребенка необходимо предупредить: сейчас я расскажу сказку (или страшную сказку), которая тебя научит тому-то и тому-то. А после прочтения надо поговорить с малышом, спросить, что он понял из этой сказки. И это стоит делать не в три года, а с пяти лет, когда уже начинает включаться понимание вещей посложнее. Достаточно простого ответа от ребенка, не стоит ждать развернутого. Задавайте простые вопросы. Потом через некоторое время стоит перепроверить усвоенное.
Какие сказки читать маленьким девочкам
«Дюймовочка» — сказка о сильной девочке, которая вышла удачно замуж, как и Золушка. При этом путь ее был тернист, но она отказалась от толстосума-крота. Это тонкая и даже психотерапевтическая сказка для девочек. Мальчик в ней ничего для себя не возьмет, она не вызовет у него эмоций.
Образ героини в «Золушке», с одной стороны, правильный. Она работала, развивалась, розы поливала, натирая полы, училась танцевать. Ей ничего не досталось легко. А с другой стороны, какие ценности сказка продвигает? Замуж все непременно за принца хотят выйти. Еще момент: Золушка любила мачеху и сестер и ничего плохого о них не говорила. На этом стоит акцентировать внимание. Только за это добрая фея подготовила ее ко встрече с принцем.
«Красавица и чудовище» — тоже положительная сказка для девочек. Там есть немного жертвенности — дочка ради отца приносит себя в жертву обстоятельствам. Этой жертвенности стоит учить дочку, это один из элементов доброты (Мнение редакции может не совпадать с мнением эксперта — Прим. Ред.). К тому же она учит, что даже в чудовище можно рассмотреть настоящего человека. И полюбить, и быть преданной, а самое главное — сдержать свое слово. Когда девочке исполнится 10-11 лет, стоит вместе с ней читать сказки «Красавица и чудовище» или «Аленький цветочек» — на их примере дочке можно многое объяснить о жизни.
Читайте также: «Девочка-принцесса: к каким проблемам приводят розовые мечты из детства»
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушаем программу «