Идеология и штампы
Представление о том, что рождение и воспитание детей — процесс волшебный и окутанный ванильными ароматами — сравнительно недавняя штука. Антрополог С.Б.Адоньева в своем исследовании «Материнство — мифология и социальный институт» пишет, что нагружать сакральным смыслом воспитание детей стали лишь в советское время.
В традиционной русской культуре рождение детей не вызывало никакой особой благодати. Но начиная с 20-х годов ХХ века отношение к материнству приобрело некоторые странноватые черты. Его было принято воспевать в патриотических песнях и стихах. Руки матерей стали неизменно «ласковыми», любовь — «безграничной», а сама фигура родительницы снискала ореол святости. Одновременно с этим дети все меньше видели кого-то с ласковыми руками: в воздухе витали идеи о коллективном воспитании граждан. Их в любом случае ждали ясли, сад, школа и общественная деятельность в пионерии.
Сегодня мощное влияние на умы оказывают реклама и социальные сети. Выкладывая фотографии малышей, мы подбираем такой ракурс, в который не попадет свалка неглаженного белья в углу. Стараемся выложить фото, на котором ребенок наряжен в новый пиджак, но пока не приступил к обеду и не оставил на обоях следы своего недовольства компотом. Неудивительно, что у многих складывается неадекватная картина: будто бы все родители только и делают, что блаженно нюхают нежные макушки, а остаток дня фотографируют улыбчивых детей под звуки классической музыки.
Природа — тоже мать
Большинство наших поведенческих паттернов начали формироваться довольно давно, еще до изобретения рекламы колясок, сотни тысячелетий назад. Для генов очень важно, чтобы мы не потеряли возможность воспроизводить новых людей, несмотря на то, что эти новенькие шумят в самолете.
Вся гормональная система женщины перестраивается: в организме начинают хозяйничать окситоцины, пролактины, простогландины. Из-за этих самых «блондинов» болезненность родов быстро забывается, кормить ребенка грудью приятно, а в голове поселяется туман, из-за которого вопрос взаимодействия малыша с яблочным пюре кажется более важным, чем стратегическое планирование вашей фирмы на ближайшее десятилетие. Некоторые женщины описывают это как то, что после рождения ребенка центр мира вдруг выплывает из твоего тела и перемещается в ребенка. Смещения такого рода обусловлены нашими генами, природа запрограммировала людей радоваться тому, что малыш засунул в стиральную машину сумку с документами. Поэтому нам кажется, что любой человек на планете будет рад увидеть фото нашего малыша в новых ползунках, уже других, не тех что вчера: вчера были лилового оттенка.
Трансляция нашего самого светлого «мимими» может восприниматься другими негативно. Оказывается не у всех срабатывает программа «благость и счастье». «Невозможно, сказать почему происходит сбой, — говорит психолог Анастасия Лындина, — это может быть естественная мутация генов, или нарушение каких-то гормональных процессов, или даже обусловлено психологическими причинами».
Многие женщины, которые представляли декрет, как нарезку лучших моментов телерекламы подгузников, родив, жестоко разочаровываются. Недавно шуму наделала книга израильской исследовательницы Орны Донат «Сожалея о материнстве». В книге собраны истории родивших женщин, которые поняли, что быть матерью — это то, чего они вовсе не хотят.
Без опыта работы
Идеализация происходит там, где мы по каким-то причинам не можем увидеть реальность. Например, человек видел младенцев всего один раз и то на открытке. У большинства молодых матерей в детстве не случилось естественного знакомства с тем, что называется «ращением детей». Даже если в семье есть младший братик или сестра, велика вероятность пропустить тот замечательный момент, когда они страдают коликами и учатся ходить на горшок: старший человек в это время находится в саду или в школе.
Отсутствие личного знакомства плюс глубоко засевшие стереотипы про «реализацию женского начала», про «мать — святое», да еще и «инстаграммные» (запрещенная в России экстремистская организация) образы причесанных детей за столом с белой скатертью — и привет искаженное восприятие материнства.
Всякий испытает замешательство, если ребенок вдруг срыгивает на начальника, который заглянул вас проведать — «стойте, а они так вообще должны срыгивать? это нормально?», — или если младший член семьи, только что надевший пальто, прилепит нему пуговицы из пластилина. Особенно велико было удивление многих британских пользователей соцсетей. Однажды в честь дня матери они даже устроили флэшмоб с названием #RealMumMoments. Так, по словам одной из организаторов акции, они хотели обратить внимание на разные аспекты материнства, а не только на отретушированную версию. Разные аспекты оказались в основном неприятными, вроде такого «Когда ты идешь кормить новорожденного и высыпаешь на его лицо бисквитные крошки, которые упали в твой бюстгальтер!»
В расстроенных чувствах
Характерно, что общество поддерживает только идею материнства, но на деле со всеми сложностями приходится справляться самой: любой другой человек сойдет с ума гулять две недели подряд на вашей детской площадке. При этом чувства молодой мамы к ребенку жестко табуированы: ни в коем случае нельзя злиться или испытывать сожаление. Вот тут-то как раз и должны вовсю работать наши гормоны, чтобы поддержать тонкий баланс между ужасом перед детской площадкой и счастьем материнства. Ведь оно действительно есть и не ограничивается крошками в бюстгальтере или пятнами на обоях.
Искаженное восприятие материнства заставляет многих думать, что сидеть с ребенком — это что-то вроде расслабленного отпуска. В действительности уход за малышом — это ответственный и утомительный труд. Правда это не означает, что он не может приносит удовлетворения и счастья.
Порой то, что мешает нам испытывать радость и наполненность, это наши психологические сложности.
Психолог Анастасия Лындина дает несколько советов тем, кто не хочет попасть в ловушку идеализации (не включая этот очевидный совет: не относиться всерьез к фотографиям послушных младенцев в социальных сетях).
1) Разобраться в отношениях со своими родителями
У многих были детские сложности, например, наша мама: никогда не признавала, что она устала и сердита, это всегда мы были виноваты в том, что мама сердится. А чем больше было вложено в материнство, тем сложнее признавать свои ограничения. Мамы не могут принять себя целостными в своем материнстве, мы вслед за ними не можем принять их, а потом и себя.
Качели «идеализация — обесценивание» случаются, когда мы видим не настоящую маму, а такую, какой мы бы хотели ее видеть. Фантазия не оправдывается, и наступает разочарование, причем оно имеет так же мало отношения к реальности, как нимб идеализации. Слезть с качелей — это значит научиться принимать других без оценки, принять родителей такими какими они есть, а не такими какими они живут в фантазиях.
2) Отказаться от желания быть идеальной и всемогущей
Как только ребенок появляется, мы радостно думаем, что отныне никогда-никогда не будем на него сердиться, раздражаться, уставать от него, а станем только улыбаться и гладить малыша по голове теплой ладонью. Однако случается, что теплая ладонь занята тем, что готовит себе холодные компрессы на лоб, а любимый малыш вызывает лишь одно желание — порычать на него. Не нужно испытывать за это вину. Мама имеет право уставать, злится, раздражаться, негодовать, доходить до белого каления. И даже «белое каление» — это тоже нормально.
3) Принять себя
Принять себя — значит не испытывать стыда, не оценивать, а взглянуть на себя в целостности, со всеми недостатками, увидеть уникальный узор человеческой личности. И тогда, конечно, наше материнство не будет идеальным, оно будет непростым, порой даже невыносимым, а иногда невероятно счастливым, а в сердце появится много свободного пространства для любви.
Больше полезных и интересных материалов о том, каково это — быть мамой, — в нашем канале на