Школьная форма
В мае 2014 года Госдума РФ приняла закон, который дает школам право устанавливать конкретные требования к школьной форме. Общее правило: ученик должен быть одет в деловом стиле, не рекомендуется использование ярких цветов в одежде.
Если в вашей школе принята определенная форма, то еще на установочном родительском собрании вам должны были рассказать, что именно следует купить. Однако, имейте в виду: вас не могут обязать покупать форму у определенного продавца, или заказывать в определенном ателье ни в одиночку, ни всем классом. Делайте это там, где выгоднее вам.
На что полезно обратить внимание при покупке школьной формы:
Прежде, чем потратить на первую в жизни вашего ребенка школьную форму немалую сумму, предлагаем выяснить, что же действительно нужно, а от чего лучше отказаться. Не пытайтесь собирать комплект вещей на все случаи жизни, скорее всего, половина из них просто провисит в шкафу весь год и станет мала. Вместо этого:
1. Узнайте заранее, как отапливается класс, в котором будет учиться ваш ребенок. Если весь отопительный сезон температура в учебном помещении не опускается ниже +25, не тратьтесь на пиджаки, джемперы, теплые сарафаны и платья. Вместо этого приобретите легкий низ (брюки или юбку из смесовых тканей без подкладки) и верх с коротким рукавом. Напротив, если в холодное время года в помещении прохладно, добавьте к покупке джемпер и рубашку с длинными рукавами. Для прохладных классов лучшим вариантом будет даже не пиджак или кардиган, а классический жилет с V-образным вырезом, надетый поверх рубашки или водолазки с длинным рукавом. А вниз - брюки из смесовых тканей или юбка с колготами.
2. Проверьте, сможет ли ваш ребенок самостоятельно снять и надеть то, что вы намереваетесь ему купить. Чем меньше в одежде застежек и чем они доступнее – тем лучше. Откажитесь от вещей с застежками на спине, от рубашек с маленькими пуговичками-бусинками, крючками и петельками . Дети в этом возрасте хоть и умеют манипулировать ими, но делают это не так ловко и быстро, как взрослые. Навряд ли вы хотите, чтобы ваш ребенок пропустил всю перемену после урока ритмики или физкультуры, пытаясь застегнуть скользкие пуговки на сорочке. Самым удобным повседневным вариантом верха и для мальчиков, и для девочек, является рубашка-поло. Отложной воротничок, короткая застежка спереди (ее можно вовсе не застегивать), мягкая трикотажная ткань, возможность не заправлять рубашку внутрь штанов или юбки. Не даром рубаше-поло отдают предпочтение во многих школьных коллекциях по всему миру. В ассортименте фабрик, выпускающих школьную одежду также можно найти водолазки, причем, как с длинным, так и с коротким рукавом. С ними у ребенка вообще не возникнет проблем.
Те же требования относятся и к брюкам и юбкам. Предпочтительно, чтобы ширинка была на молнии, а не на пуговицах. А юбку и вовсе лучше выбирать такую, чтобы ее не нужно было застегивать (пояс частично или полностью был бы эластичным). Словом, чем меньше пуговиц – тем лучше для первоклашки.
3. Одного комплекта школьной формы не достаточно. Помните, что перед вами ребенок 6-7 лет, значит, он будет пачкаться. Каким бы аккуратным ни был ребенок, но в группе из 25-30 детей невозможно отвечать за всех. Кто-то опрокинул баночку с гуашью у ног вашего сына, кто-то уронил шоколадку на юбку дочке… Ситуаций будет много. И чтобы они не вызывали чрезмерного стресса и причитаний «в чем же ты завтра в школу пойдешь?!», лучше иметь второй комплект школьной одежды.
Школьную форму лучше покупать с некоторым запасом «на вырост», поскольку 6-7 лет – период интенсивного роста, и может статься, что купленная в сентябре четко в размер одежда станет тесной и/или короткой уже к февралю-марту.
4. Бантикам - быть. Даже если у вашей дочки короткая стрижка, в первый школьный день она захочет, чтобы ее голову украшал бант. Просто потому, что он будет у подавляющего большинства других девочек. Не спорьте с желанием ребенка почувствовать себя частью этого праздника. Если вы считаете, что бант – это пошло, у вас еще будет время объяснить эту позицию своей девочке, но чуть позже. Пока же найдите компромисс в покупке симпатичного банта на свой вкус. Кстати, чем раньше вы это сделаете, тем лучше – к концу августа выбирать будет не из чего.
Очень нужная вещь: ярлычки на одежду, обувь, и все принадлежности.
Вам кажется, что ребенок вполне способен запомнить свои вещи? Это не так. Во-первых, вы отправляете ребенка в школу во всем новом, к чему ребенок еще не привык и не запомнил. Во-вторых, существует вероятность, что у других детей будут такие же туфли, или брюки, или пенал. Физкультурная форма и чешки вообще у всех одинаковые. Не усложняйте ребенку жизнь с первых учебных дней. Поверьте, дети теряют вещи в школе постоянно, даже самые усидчивые из них. Единственный способ, чтобы вещь нашла дорогу к хозяину – это ярлык с именем, фамилией и классом. «Ваня Иванов, 1-А» - такая простая надпись убережет вас от массы неприятных моментов и от дополнительных трат. Для ленивых и сильно занятых родителей сейчас уже существуют компании, предоставляющие услуги по созданию именных ярлыков на одежду, обувь и прочие вещи. Можно заказать несколько видом ярлыков: стикеры, термо-наклейки (приклеиваются утюгом), нашивки. Заказы принимаются прямиком через Интернет. Найти подходящий сервис наклеек можно через поисковик, набрав в строке поиска «наклейки с именем ребенка на одежду». Большинство фирм локализованы не в Москве, и отправляют заказы по всей стране.
То, на что невозможно пришить или приклеить ярлычок - подписывайте несмываемым маркером. Подписывайте вообще все, даже карандаши. Нет, вовсе не потому, что вы такие жадины и скряги, а потому, что дети теряют школьную мелочевку буквально нон-стоп! Карандаш падает на пол, ребенок его не замечает, и если он не подписан, то идентифицировать его принадлежность уже невозможно. Не хотите покупать простые карандаши по нескольку раз в месяц? А цветные? А ластики раз в неделю покупать хочется? Правильно: купите маркер и все подпишите.
Школьная обувь
Школьная обувь является неотъемлемой частью ученического образа, но главное в ней все-таки не это. В первую очередь, ребенку должно быть в ней комфортно на протяжении нескольких учебных часов. Вот, что следует учесть перед покупкой школьных туфель:
1. Подошва не должна «рисовать» на полу черных полос. Оказывается, не всякая черная подошва (а школьную обувь частенько шьют именно на подошве такого цвета) одинакова. И дело вовсе не в ценнике. Среди дорогих марок также можно встретить обувь на маркой подошве, оставляющей черные полосы на ламинате, паркете, линолеуме. Учителя об этом знают и очень нервничают по этому поводу. Поэтому обратите внимание на эту характеристику обуви в первых рядах.
2. Никаких мокасин, лодочек, тапочек и шлепанцев. В школе вам могут напомнить, что домашним тапочкам тут не место. Детям младших классов рекомендовано носить обувь, которая бы имела перемычку/застежку в области подъема. Секрет прост: балетки и слишком открытую обувь без дополнительной фиксации на ступне дети могут терять в пылу игры, гоняясь друг за другом, или просто спускаясь по школьной лестнице. А это уже чревато травмами.
3. Обувь должна «дышать». Закрытые туфли и ботинки создают строгий деловой стиль, но сидеть в них первоклашке 4 урока при +25 градусах 5 дней в неделю – это жестоко. Выбирайте обувь легкую, не слишком закрытую, в идеале – с перфорацией или вставками-сеточками для нормальной циркуляции воздуха. Существует ряд марок, выпускающих так называемую «дышащую» обувь с использованием технологии GoreTEX. В такой обуви ножки ребенка, как правило, не потеют.
4. Кроссовки и сандалики – обувь для отдыха. В большинстве школ вам скажут, что кроссовки не являются сменной обувью и уместны только в дни физкультуры. О физкультуре поговорим ниже, а что касается босоножек, то, разумеется, вам не могут запретить обувать ребенка в то, что вы считаете нужным. Но босоножки, надетые поверх колготок – это дурной тон.
5. Застежки на обуви. Если ваш ребенок еще плохо завязывает шнурки, или путается в пряжках, не усложняйте ему начало школьной жизни. В большинстве случаев обуви на шнурках/пряжках всегда есть альтернатива на липучках или утяжках, с которыми легко справится первоклассник.
И не забудьте купить мешок для сменной обуви. Идеальных мешков не существует. Берите тот, что просто добротно сшит, и не грозит порваться или рассыпаться на нитки после первого месяца эксплуатации. Обратите внимание на ручки мешка. В идеале они должны быть такими, чтобы не «подметали пол», когда ребенок несет сменку в руках. В ряде случаев мешки продаются в качестве дополнительного аксессуара к ранцам и школьным рюкзакам. В этом случае выбирать не приходится.
Одежда для физкультуры
В большинстве школ существуют определенные требования к внешнему виду ученика на уроке физкультуры. Об этом вам должны были рассказать на установочном родительском собрании. Если же этого не случилось – лучше уточнить у своего классного руководителя, что нужно купить. Не имея точной информации, не торопитесь покупать ребенку спортивный костюм и кроссовки или кеды. Может оказаться, что для уроков в зале детям нужны чешки определенного цвета (например, девочкам белые, мальчикам – черные), серая, а не белая футболка и синие, а не просто темные спортивные штаны или шорты. Если занятия в теплое время года проходят на улице, будет достаточно любого спортивного костюма и уличной спортивной обуви, которые у вашего ребенка уже имеются.
В части школ помимо уроков физкультуры проводятся занятия по ритмике. В таком случае девочкам понадобятся еще и спортивные купальники. Какие именно – об этом тоже расскажет ваша классная. Заранее их покупать нет нужды, ибо дефицитом они не являются.
Не покупайте никакого спортивного инвентаря заранее! Даже если вам сообщат, что дети всю зиму будут бегать на лыжах и кататься на коньках, это не повод покупать все в сентябре. Вспомните, какой малоснежной была прошлая зима: большинство школьников так и не встали на лыжи в минувший год, а к следующему году ваш ребенок может перерасти и лыжную обувь и сами лыжи, которые тоже должны выбираться по росту.
Школьный рюкзак или ранец
О школьных ранцах и рюкзаках написано много, правда, советы эти имеет смысл фильтровать: нередко их пишут сами производители и продавцы. Отделив зерна от плевел, имеем следующее:
1. Чем легче, тем лучше. В любом случае вес пустого школьного ранца не должен превышать 1 кг. В идеале – до 900 грамм. Однако вес не должен стать решающим фактором в покупке.
2. Обратите внимание, из чего рюкзак сшит. Действительно, ранца из качественных материалов хватит до окончания младшей школы. В погоне за облегчением веса и снижением цены производители часто заменяют износостойкие водонепроницаемые ткани на более тонкие и, как следствие, менее прочные. То же касается и пластиковых деталей в школьных ранцах. В итоге «особо прочный пластик», используемый для днища и боковин рюкзаков и ранцев, может не выстоять против энергии 7-летнего ребенка, особенно мальчишки. Даже если ребенку не удастся совсем сломать пластик, погнуть и привести в «нетоварный вид» сможет запросто. Словом, дешевле и легче – не гарантия удачной покупки даже на один учебный год.
Учитывая, что большую часть учебного года на улице либо лежит снег, либо идет дождь, непромокаемые свойства верха рюкзака жизненно важны.
3. Ортопедическая спинка и лямки. Да, это не рекламный трюк, и это важно для ребенка. Под ортопедической понимается спинка, которая держит форму, имеет мягкий специальный уплотнитель для защиты спины и распределения нагрузки на позвоночник, и дышащий верхний слой, благодаря чему спина ребенка не потеет. То же относится и к лямкам: они должны быть широкими, мягкими, иметь соединительную застежку спереди.
4. Форма школьного рюкзака. Несмотря на то, что мягкие рюкзаки легче и дешевле, первокласснику лучше приобрести каркасный рюкзак, то есть тот, что держит форму. И дело не только в удобстве для ребенка: в каркасном рюкзаке учебные тетради будут целее.
5. Отделения и карманы. Предпочтительно, чтобы в школьном рюкзаке или ранце было два полноценных внутренних отделения. В одно ребенок будет складывать папку с тетрадями, в другое – подставку под учебники, пенал и прочую мелочевку. Научить ребенка пользоваться двумя отделениями вполне возможно. При наличии всего лишь одного полноценного отделения самому ребенку в нем будет трудно что-то найти из-за постоянного беспорядка внутри. Что касается боковых и прочих карманов и отделений – все дети их очень любят. Школа – не детский сад, но даже учителя разрешают первоклашкам брать с собой небольшие игрушки, при условии, что играть в них дети будут на переменах. Переключение на игровую деятельность с любимыми предметами в адаптационный период даже приветствуется. Кроме того, в отдельных карманах рюкзака удобно носить ланч-боксы и термос или бутылку с питьем.
6. Как застегивается школьный рюкзак. Проверьте перед покупкой молнии и замки: плавный ли у них ход, не заедают ли, может ли ребенок сам, без усилий и без травм закрыть и открыть рюкзак? Внушает ли доверие защелка, уверены ли вы, что она прослужит достаточно долго, выдержав ежедневное открытие и закрытие по нескольку раз в день? Проверьте, плотно ли закрывается рюкзак или ранец, не будут ли из него выпадать мелкие предметы (не спрятанные ребенком в пенал ручки и карандаши, например) через зазоры между крышкой и боковинами? Идеально, если рюкзак закрывается полностью, не оставляя зазоров, из которые может что-то выпасть или, наоборот, что-то попасть внутрь (снег, например).
Купите рюкзак (ранец) при участии ребенка. Выбирать конкретную модель, конечно, вам. Но у каждого уважающего себя производителя школьных сумок любая модель имеет несколько расцветок и рисунков. Позвольте ребенку самому решить, что это будет. Это станет хорошим шагом на пути к эмоциональной подготовке к школе.
Родителям на заметку:
Из письма Министерства образования Российской Федерации «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»:
В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.д.
Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.).
В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 - 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы.
В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.
Школьные принадлежности
Не спешите покупать все, что прочтете в Интернете. Кассы букв, цифр, счетные палочки, веера букв и цифр – все это может быть совершенно лишним. А что нужно – вам скажет ваш классный руководитель, выдав всем родителям список необходимого. Большую часть из этого списка имеет смысл купить организованно, на весь класс. Это касается тетрадей и учебных пособий. Еще часть из списка следует купить только после начала учебного года, так как сразу все не понадобится, да и понадобится ли вообще – не факт.
Что купить обязательно:
ШКОЛЬНЫЙ ПЕНАЛ – самый простой! Не берите пенал-книжку, многослойный пенал и прочие красивые, но абсолютно бесполезные для первоклашки пеналы. Любой учитель скажет вам, что самый лучший вариант для ребенка – это компактный пенал с одним единственным отделением, в котором помещаются только два простых карандаша и ластик (ну и ручка, в будущем). Причин тут несколько. Одна из важных: большой пенал съедает слишком много места на парте, и это чистая правда, парты в младших классах, чаще всего, довольно узкие и короткие. Вторая причина: вы не заставите ребенка тратить время на поддержание порядка в таком пенале. В общем, бесполезная и громоздкая вещь. Для цветных карандашей лучше купите отдельный контейнер, в который их можно быстро сложить и убрать в портфель. Цветные карандаши нужны не на всех уроках и не весь урок. Кстати, любой пенал периодически норовит свалиться с парты. Поэтому многие учителя советуют покупать пеналы из ткани, а не из пластика, который жутко гремит при падении, отвлекая весь класс.
ЛИНЕЙКА – прямая, не треугольник, лучше всего – простая деревянная, 25 см. Не покупайте короткие пластиковые линейки – учителя их не любят. На деревянной же можно делать учебные отметки карандашом и учиться складывать и вычитать в пределах двух десятков. Скорее всего, именно это ваш ребенок и будет делать в скором времени.
ПРОСТЫЕ КАРАНДАШИ – именно ими начинают учиться писать первоклашки. Синяя ручка понадобится гораздо позже. Мягкость простых карандашей: HB (ТМ) или 2B (2М). Несмотря на то, что в пенале будет еще и ластик, советуем взять карандаши с маленьким ластиком сверху. Причина простая: обычные ластики имеют привычку теряться в самый нужный для ребенка момент, а ластик на карандаше всегда под рукой.
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ – как минимум, один набор на 8-12 карандашей ребенку понадобится для уроков письма, математики, развития речи, окружающего мира. Будет ли нужен еще один для уроков рисования – узнайте у педагога по этому предмету. В некоторых школах дети в первом классе рисуют только красками.
ЛАСТИКИ– не берите ластики для ручек, фигурные и прочие. Самый правильный ластик для школьника – белый каучуковый KOH-I-NOOR 300 (производимый все там же, в Чехии, как и во времена нашего детства). О том же вам наверняка скажут и в школе. Купите не один, и даже не три ластика - в школе дети их катастрофически часто теряют.
НОЖНИЦЫ – будут нужны на уроках труда и прикладного творчества. Требование к ним одно: они должны быть именно детскими, под детскую ладонь и пальчики, но при этом хорошо резать бумагу и ткань. И обязательно должны иметь пластиковый колпачок (чехол), закрывающий концы, для транспортировки.
КЛЕЙ-КАРАНДАШ – нужен не только для уроков труда, но и для выполнения заданий по окружающему миру, например. О том, какую марку лучше выбрать, - не мало написано в интернете. Но в принципе, клей одного ценового диапазона и клеит одинаково.
ПАПКА ДЛЯ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ – объемная папка формата А4, в которую ребенок сможет убирать рабочие тетради (некое подобие учебников), дабы не помять их в рюкзаке.
ПОДСТАВКА ПОД УЧЕБНИКИ – самая простая, но прочная и удобная для ребенка. Нужна не просто потому, что так лучше воспринимать текст в учебнике. Подставка здорово экономит место на парте.
Чего не стоит покупать заранее:
Дневник – в первом классе оценки ставить официально запрещено, а домашние задания записывать еще некому. Так что, если учитель не просил вас купить ребенку дневник, делать этого по собственной инициативе не нужно
Альбомы для рисования – лучше для начала выяснить, нужен ли он вообще. Дети в современных школах рисуют как в альбомах, так и на отдельных листах формата А4 и А3.
Тетради в обычную клетку и линейку – в первом классе у вашего ребенка будут рабочие тетради, отпечатанные в типографии. В лучшем случае ему понадобится тетрадь в частую косую полоску для тренировки чистописания. Но об этом вам расскажет учитель.
Краски (акварельные и гуашь) – принадлежности для художественного творчества разнятся у разных педагогов. Кто-то предпочитает использовать гуашь. Кто-то сразу берет акварель.
Кисти для рисования – сначала послушайте, какие именно требует ваш педагог по изобразительному искусству.
Пластилин – покупать заранее тоже не стоит: чем он старше, тем тверже и труднее в работе. И если вашему ребенку пластилин понадобится впервые лишь в декабре, то имеет смысл тогда же его и купить – это не дефицит. Рекомендуем обратить внимание на дату производства пластилина – ее всегда указывают на коробке.
«Набор первоклассника» - самая бесполезная покупка, как правило. Причины читайте выше.