Первую дочь я родила в 36 лет, так что у меня было достаточно времени понаблюдать за детьми друзей и выбрать себе любимчиков. Чего скрывать, больше всего мне нравились малыши, которые спокойно играли сами, легко поддерживали беседу со взрослыми и легко поступали в престижные гимназии. Объединяло их всех одно: они ходили в Монтессори-сады, а в семье придерживались именно этого метода воспитания.
Если вкратце, основные принципы метода Марии Монтессори говорят:
взрослым стоит уважать в ребенке личность и позволять ему самому выбирать занятие по душе;
для развития важна среда, в которой малыш может самостоятельно выбирать вид деятельности и обслуживать свои интересы;
помогать ребенку нужно только тогда, когда он сам об этом попросит.
Что это значит на практике и почему я не променяю систему Монтессори ни на одну другую?
Эстетика минимализма
Монтессори-класс внешне очень отличается от привычных групп детского сада или игровых комнат. Здесь нет игрушек кислотных цветов, залежей плюшевых монстров и поющих дурными голосами детских «планшетов». Первое впечатление — все очень лаконично, сдержанно по цветам и аккуратно. Мне лично такой подход кажется очень здоровым: деревянные игрушки (у Монтессори-педагогов все предметы принято называть «материал») приятно держать в руках, ребенок может сосредоточиться на сути занятия, не отвлекаясь на визуальный «шум», а дизайн условной Ikea не перегружает психику малышей.
Интересное — повсюду
Особая радость для экологически ответственных родителей — создать Монтессори-среду дома можно буквально из подручных материалов, для этого не потребуется захламлять дом пластиковыми игрушками-однодневками. Например, мои дочки (сейчас им 4 и 2,5) могут долго сосредоточенно сортировать разноцветные макароны по бутылочкам. Сами, без какого бы то ни было моего участия! Расходов при этом — купить пару пачек разноцветных пенне и «бантиков», найти несколько бутылочек или банок и показать детям, как можно развлечься с помощью этих предметов. Нам, взрослым, сортировка кажется элементарным делом, но для детской ручки это классная тренировка работы с мелкими предметами, новые тактильные ощущения, осознание понятий «форма» и «цвет». Кстати, потом игрушки можно сварить и съесть — дети будут в восторге, если вы дадите им самим засыпать пасту в кастрюлю.
Еще один хит в нашей семье — игра «Раскопки». Расходы минимальны: потребуется пачка манки, мелкое ситечко и горсть красивых бусин или цветных камешков (ищите в магазинах типа Fix Price). Я смешиваю манку с сокровищами, выдаю девочкам ситечки, показываю, как можно просеивать песок, — и вуаля, мама свободна, а дети развиваются. Смысл этого занятия — и в совместной работе, и в мелкой моторике, и в потрясающих тактильных ощущениях. Я сама готова играть с манкой часами, такая она приятная на ощупь. А стоит 65 рублей.
Чистота и порядок
Многие родители, впервые попав в Монтессори-сад или класс, не верят своим глазам: там чисто и иногда даже тихо. Это мой любимый принцип системы: ребенка приучают к тому, что взять следующий материал можно только после того, как ты аккуратно поставил на место предыдущий. Этому правилу учат с первой минуты нахождения в Монтессори-среде, и оно работает! Конечно, не с первого дня, но уже через несколько недель в саду мои юные леди прекрасно поняли принцип и безропотно исполняют его (благо дома правила такие же).
На благо порядку в доме работает и идея, что детей с раннего возраста нужно привлекать к простой работе по хозяйству. Дети обожают помогать, главное — внушить им, что это привилегия, а не обязанность. Своим я специально купила красивые салфетки для вытирания всего разлитого и щетку с совком, и девочки охотно прибирают за собой после еды.
Самостоятельность
Основной принцип воспитания в духе Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Мне как работающей маме это очень подходит: не нужно бросаться на помощь просто потому, что ребенок испытывает трудности, он сам разберется. Для развития, оказывается, очень полезно совершить столько попыток застегнуть пуговицу или засунуть ложку в рот, сколько потребуется, а помочь нужно, только если тебя попросили.
Особенно мне нравится, что метод Монтессори примерно никогда не считает, что ребенку рано делать что-то — пусть попробует. В Монтессори-классе всегда есть зона практической жизни, а дома создать ее еще проще: дайте детям самим расчесаться и налепить себе заколки, позвольте им порезать банан или огурец для салата (разумеется, специальным детским ножом), налить себе воды из бутылки и помыть яблоко. Да, поначалу это вызывает много тревог и часто требует дополнительной уборки. Но дети просто счастливы, когда им доверяют важные «взрослые» дела, а в итоге быстрее научаются делать то, что не раз пригодится им в будущем.
Лично я обожаю готовить и всегда привлекаю девочек на помощь. Они рвут листики петрушки в салат, взбивают яйца для омлета, учатся намазывать масло на хлеб, вырезают формочками печенье — в общем, и помогают, и развиваются, и общаются со мной, и не смотрят в это время «Свинку Пеппу». Думаю, само ощущение, что ты САМ можешь сделать что-то и тебе доверяют, очень полезно для самооценки. Я бы не отказалась от такого подхода в своем детстве!