Расписание нынешних учеников многие родители изучают, как инструкцию к космическому кораблю: чего стоят одни только ОРКСЭ, ОДНКНР. А если по-русски — основы религиозных культур и светской этики, а также основы духовно-нравственной культуры народов России.
1. Этика и психология семейной жизни
Этот предмет появился в начале 1980-х и существовал в советских школах недолго. Но старшеклассникам он запомнился. За него не ставили оценок, но с подростками обсуждали семейные отношения, семейный бюджет, воспитание детей. Говорили, кстати, и о половом воспитании.
Правда, уже в начале 1990-х от этого предмета отказались. Педагоги признавали: предмет нужный, но обсуждать такие темы с детьми сложно. Тем более в до сих пор консервативном Союзе. А достаточное количество кадров для него подготовить не успели.
Сейчас этот курс называется «семьеведение» и его встраивают в учебную программу в рамках обществознания. Но пока что массово в школах основы супружеского общения не преподают.
2. Чистописание
Его, как отдельный предмет, преподавали несколько десятилетий. Это вам не современные шариковые ручки - дети писали перьями. Кстати, именно появление ручки ознаменовало близкий конец «чистописания» как предмета.
Напомним, ручки появились в СССР в конце 1960-х. В это же время произошла очередная реформа образования. Она отменила не только чистописание, но и оценки за прилежание. А еще сократила количество прописей и часов, которые отводились на обучение письму.
Тогда, кстати, сократили не только время на каллиграфию, но и изменили сами ее принципы. Раньше нужно было уметь раздельно выписывать каждую букву, а ввели с тех пор практику безотрывного курсива. И если раньше ученики умели делать толстые и тонкие линии в букве, то теперь они все одинаковые по толщине.
Сегодня красиво писать учат в рамках уроков русского языка. И снижают оценки за корявый почерк. Но чистописания, как отдельного искусства, в российских школах практически нет.
3. Начальная военная подготовка
Реформа, которая лишила ребят чистописания, подарила им новый предмет - Начальную военную подготовку. Так что если вы учились в 1970-80-х, то почти наверняка умеете собрать и разобрать автомат Калашникова или метнуть гранату.
На этих уроках старшеклассников учили обращаться с оружием, противогазами. В кабинетах НВП всегда были муляжи гранат, винтовок. Это были основы патриотического воспитания молодежи. Напомним, шла холодная война. И про вероятного противника (США, кто ж еще) советские школьники знали все.
Преподавали НВП, как правило, бывшие военные. Их в школе называли по аналогии с учителями физкультуры - военруками.
НВП отменили в период перестройки. Сейчас ее школьный аналог в России — это уроки ОБЖ, но лишь отчасти. А в ряде других стран бывшего Союза, НВП, кстати, до сих пор преподают.
4. Астрономия
Предмет, который мы потеряли совсем недавно - в 2008-м Минобрнауки официально рекомендовал не включать его в школьную программу. Но вытеснение этого предмета началось еще с 1990-х, максимум на него выделяли несколько часов в рамках физики.
При этом - вот парадокс - все эти годы в России продолжали проводить Всероссийскую олимпиаду по астрономии. То есть, предмета по сути не было, а дети, которые его изучали - были.
Позже астрономию реабилитировали и вернули в школьную программу. Но преподают ее по-прежнему не везде. За четверть века забвения знания о космосе значительно обновились. И в школах не хватает адекватных учебников и знающих педагогов. Да и дополнительные часы из и так загруженного расписания выделить не получается. Есть риск, что наука о звездах современным школьникам так и не покорится.
5. Черчение
С этим предметом все тоже не так просто. Когда-то его люто ненавидели гуманитарии: выводить линии, перенося на чертежный лист болт в разрезе - то еще удовольствие. Некоторым все 7-8 классы работы чертили мамы - повезет, если мама - инженер. А многих девочек просто трясло от слов «сечение» и «пропорция».
Постепенно большинство школ перешли на обучение черчению по одногодичной программе, рассчитанной на 34 часа в 9 классе. А несколько лет назад этот предмет вообще исключили из обязательной школьной программы, оставив лишь факультативы. Сегодня черчение есть в некоторых профильных школах. Это, кстати, очень тревожит педагогов технических вузов, которые вынуждены с нуля обучать студентов основам графики.
А как вам кажется, какие предметы сейчас в школах явно лишние, а какие стоит включить в программу? Делитесь в комментариях.