Творческие занятия родителей с маленькими детьми помимо своей развивающей функции способствуют единению родителя с ребенком, позволяют лучше узнать друг друга и открыть в себе таланты, о которых раньше даже не знали. Заниматься с малышом творчеством и рисованием можно начиная с 1–1,5 года. Главная задача родителя – вовлечь малыша в процесс совместного творчества, а также быть терпеливым и внимательным к ребенку, к его настроению и желаниям. И нельзя садитесь за занятия с малышом в плохом настроении, ребенок почувствует настрой родителя, его незамотивированность, будет отвлекаться и капризничать.
Для правильного построения работы стоит начать с организации рабочего места и подготовки к самому творческому процессу. Так как внимание ребенка в возрасте от полутора лет пока еще не может удерживаться долго, любое промедление будет отвлекать малыша, и он не упустит момент убежать от вас или успеет увлечься чем-то еще. Избежать всего этого помогут четкая родительская мотивация, правильно подготовленное рабочее место, продуманная цель и отличное настроение!
Рабочее место
Место для рисования должно быть хорошо освещено. Стол для рисования должен находиться в отдаленности от стен и мебели, которая может быть испачкана в процессе. Так как движения малыша еще не очень скоординированы и от радости он может размахивать кисточкой из стороны в сторону, лучше всего подстелить под стол на стол кленку. Лист, на котором будете рисовать, лучше всего прикрепить к столу скотчем, и заранее поставить банку-непроливайку под ту руку, которой ребенок обычно держит ложку. Вам понадобятся две кисточки: родителю и вашему юному художнику. Также по близости лучше положить влажные салфетки. Садясь за стол, лучше всего посадить ребенка на колени, предварительно одев его в фартук или в одежду, которую не жалко.
Чтобы увлечь малыша в самом начале процесса можно положить все инструменты для рисования в мешочек в пределах вытянутой руки (под столом или на соседнем столике) и доставать их оттуда постепенно. Таким образом, ребенок все время будет вовлечен в творческий процесс, будет ждать появления новых предметов и «волшебного мешочка» и не начнет хвататься за всё подряд на столе. Благодаря поэтапному появлению на столе предметов для рисования, малыш просидит спокойно хотя бы 15 минут и окунется в процесс без расстройств и отвлечения на ненужные «нельзя» и «подожди» или «ну что же ты делаешь?»
Из обычных инструментов для рисования можно использовать кисточки, бумагу, краски (акварель и гуашь), восковые мелки. Но их также можно использовать неклассическим образом: восковыми мелками можно калякать, красками ставить капельки, бумагу можно порвать чуток и сделать ее трафаретом для рисунка и т.д. А из нетипичных предметов для рисования подойдут губка для мытья посуды, кубики, трубочки, листья салата, сельдерей, сыпучие материалы, бутылка, мыльные пузыри, воздушный шарик, пленка с пузыриками, пищевая пленка, канцелярские резинки, гофрированный картон, клеенка с узором и многие другие, главное – включить фантазию!
«Акварель по мокрому» (wet on wet)
Для начала надо смочить листок водой. В процессе всего процесса рисования надо разговаривать с ребенком, помогать ему фантазировать, вдохновлять его. Представляйте, что идет дождь, оживите кисточку, пусть она попрыгает как лягушка или малыш погладит ею лист бумаги как котенка, – в таком возрасте очень важен момент игры, ребенок должен чувствовать себя легко и непринужденно. Показывайте своей кисточкой как и что нужно делать. Также важно эмоционально окрасить этот тренировочный процесс с водичкой прежде, чем приступать к рисованию красками.
После того, как весь лист смочен водой, достаем из «волшебного мешочка» обычную акварель. Лучше всего выбрать 2-3 цвета, которые понадобятся для рисования задуманного рисунка, а другие надо заклеить непрозрачным скотчем. Ребенку можно сказать, что краски отдыхают и сегодня не смогут порисовать с вами, другие же – очень любят пить водичку. Дальше намочите краски водой и начинайте капать на смоченный лист бумаги, также сопровождая процесс прибаутками и стишками. Ваша задача – заполнить все пространство листа, но при этом не забудьте вовремя остановиться, чтобы не «мучить» бумагу и не протереть ее до дыр.
Как только вы видите неприятные глазу сочетания цветов, сразу переключайте внимание ребенка на другую игру, например на смену водички. По пути к ванной ребенок может переключить внимание на что угодно. Но это не беда, ведь вы всегда сможете вернуться к своей работе, поскольку техника «акварель по мокрому» предполагает достаточно длинные перерывы для просушки работы. Зачастую ребенок не готов сразу ко второму этапу сразу, поэтому продолжим работать над совместным шедевром можно в другой день.
Потом легко можно продолжить работу пальчиковыми красками, трафаретами, печатками, нитками и многим другим.
Чтобы высушить работу, из «магического мешочка» достаньте пищевую пленку и накройте ею сырой лист бумаги (не забудьте при этом о волшебных словах). Повесить шедевр на просушку можно в ванну, прикрепив его бельевой прищепкой.
«Акварель по мокрому с резервом»
Техника рисования с резервом предполагает то, что мы используем материалы, на которые краска ложится, не закрашивая линию такого рисунка, сохраняя его контур. Для этой техники можно использовать восковые мелки, мыльные пузыри, блестки – дети все это очень любят. Предложите ребенку покалякать на листочке, нарисовать салют или брызги моря, затем достав из «волшебного мешочка» акварельные краски. Потом раскрасьте лист в технике акварель по мокрому и оставьте сохнуть. Малыш очень удивится, когда увидит, что акварель не покрасила часть рисунка, а застыла причудливыми узорами.
Дополнить рисунок можно специальными штампами/трафаретами из сельдерея и самодельной кисточки из хозяйственных резинок или из мятой бумаги, используемых в качестве материалов для рисования. Ставить штапики можно хаотично и всей семьей, собравшись вокруг большого стола с ватманом.
И самое главное – наслаждайтесь процессом вместе, почувствуйте, как вам весело вдвоем!
Посмотреть подобные работы Екатерины Чуповой можно на страничке посвященной рисованию с детьми от 1,5 лет в Instagram: (запрещенная в России экстремистская организация) @baby_painter
Об авторе методики
Чупова Екатерина – педагог творческих курсов в семейном центре CitYkids (www.citykids.msk.ru), психолог-методист образованию, действующий член Творческого Союза Художников России, руководитель дизайн-студии художественного витража «La Vitre» и просто мама двоих детей. 25 апреля 2014 года по просьбе журнала «Счастливые родители» Екатерина провела мастер-класс специально для посетителей Фестиваля Образования для детей «СТАРТ АП». На уроке педагог раскрыла родителям некоторые секреты своей методики рисования с детьми от 1,5 лет. По многочисленным просьбам участников мастер-класса и тех, кто не смог на него попасть, мы публикуем лекцию Екатерины на нашем сайте.