Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сапожники без сапог: кого из великих педагогов обвиняли в том, что они плохие родители

Это никак не обесценивает их вклад в развитие педагогики, но какая-то ирония судьбы в этом есть: отношения с собственными детьми у них складывалось непросто.

3 мая 2022
Сапожники без сапог: кого из великих педагогов обвиняли в том, что они плохие родители
Источник:
Legion Media

Бенджамин Спок

Американский педиатр стал для нескольких поколений родителей больше, чем врач — он был и психологом, и экспертом во всех вопросах воспитания. После выхода в 1946 году его первой книги «Ребенок и уход за ним» за Споком на долгие годы закрепилась репутация всезнающего специалиста, которому можно безоговорочно верить.

Но образ мудрого и доброго учителя растворялся в его собственной семье. Кстати, женился Бенджамин еще в студенчестве и прожил с супругой почти полвека, родив двух сыновей, а в 73 года развелся, чтобы связать себя узами брака с женщиной почти в два раза моложе себя. Так вот близкие люди вспоминали, что Спок не отличался ни терпимостью, ни добротой. Когда сыновья были маленькими, отец по пустякам закатывал им скандалы, устраивал муштру и никогда не проявлял нежных чувств.

Спок признавал свои «грехи», потому что хорошо помнил детство и излишне строгую мать. У Бенджамина было пятеро младших братьев и сестер, и им во взрослом возрасте тоже аукнулись мамины авторитарные методы: четверо стали пациентами психиатра, трое не смогли создать собственные семьи.

Поэтому у Спока отношения с сыновьями так и останутся прохладными на всю жизнь. Единственный человек, к которому педиатр по-настоящему привязался, был внук Питер. Но 22-летний парень свел счеты с жизнью, не справившись с депрессией.

Остается добавить, что когда 94-летний Бенджамин Спок умирал, у него не было денег даже оплатить больничные счета — свое огромное состояние он раздал благотворительным фондам.

Мария Монтессори

Когда в начале 20 века Мария Монтессори озвучила идеи новой педагогики, их восприняли как глоток свежего воздуха. Ее методика свободного воспитания детей пришлась сразу по нраву многим специалистам и родителям. И популярность Монтессори перешагнула границы ее родной Италии: школы открывались по всему миру, ее приглашали читать лекции, писать книги, к ней с большой симпатией относились власти.

Но именитому педагогу припоминали, что она сама не воспитывала своего сына, отдав его в приемную семью — теоретик без практики. Но на самом деле, все не так просто.

Единственный ребенок Марии Монтессори — сын Марио — родился от отношений с коллегой доктором Джузеппе Монтессано. Тогда ей было 28 лет, и она была не замужем. По одной версии, браку воспротивились родители Джузеппе, по другой, семейный статус перекрывал ей путь в профессии, как и воспитание незаконнорожденного ребенка. Поэтому Мария, глубоко переживая личную драму, была вынуждена расстаться с любимым, а малыша отдать на воспитание в крестьянскую семью.

Но молодая мама его не бросила, она каждую неделю наведывалась в деревню, проводила время с сыном. Нужно вспомнить, что Мария Монтессори родилась в 1870 году и происходила из аристократической семьи, в которой женщины детей только рожали, а далее ими занимались кормилицы и гувернеры. Или отпрысков богатых семейств помещали в престижные заведения типа пансионов, так что родители могли их видеть только по выходным дням.

А когда сыну исполнилось то ли 15 лет, Монтессори забрала его к себе, он стал ее единомышленником в деле развития авторской методики. Марио, как и его мать, прожил долгую жизнь, оставил после себя 4 детей. 

Астрид Линдгрен

Похожая история случилась в ранней молодости с известной детской писательницей, подарившей миру замечательные произведения: «Пеппи Длинныйчулок», «Карлсон, который живет на крыше», «Эмиль из Леннеберги» и другие.

Ее детство прошло на хуторе близ Виммербю, что в южной Швеции. И хотя семья была простой, крестьянской, родители Астрид показывали пример искренней привязанности и любви друг к другу, их дети росли в атмосфере любви и счастья.

Такой наивной и открытой миру девушкой Астрид и поступила на работу в редакцию журнала, где через время у нее случился роман с начальником. Но рождение ребенка от 18-летней сотрудницы не входило в планы редактора, мужчина разводился с женой, хотя и не жил с ней.

Будущей писательнице, чтобы избежать слухов, ничего не оставалось, как уехать в соседнюю Данию, родить сына Лассе и оставить его на попечение  приемным родителям. А через пять лет Астрид встретила свою настоящую любовь, Нильса Стуре Линдгрена, и забрала первенца к себе. Кстати, муж Астрид усыновил мальчика и дал ему свою фамилию, но и родной отец не отказался и даже оставил ему часть причитающегося наследства.

Сапожники без сапог: кого из великих педагогов обвиняли в том, что они плохие родители
Источник:
Кадр из фильма «Педагогическая поэма» 6+, режиссеры: Мечислава Маевская, Алексей Маслюков, 1955 г., СССР

Антон Макаренко

Великому педагогу досталось в свое время и от власти, и от коллег по цеху. Его педагогические успехи не признавались, а их нельзя было не видеть — он работал с трудными подростками, беспризорниками, малолетними преступниками, из которых потом вырастали лучшие представители поколения.

И первым идейным противником Антона Семеновича была Надежда Крупская, главный теоретик советского образования и коммунистического воспитания. А в 1928 году метод Макаренко с формулировкой «несоветский» даже планировали запретить.

И вот любопытная деталь: у тех, кто отчаянно сражался за детские судьбы, своих детей не было. Макаренко в молодости слыл влюбчивым молодым человеком, однажды он даже отбил жену у священника из соседнего прихода. Потом еще раз был женат на Галине Салько и воспитывал приемных дочь и сына. У Надежды Константиновны тоже не было родных наследников.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения