Когда лучше начинать учить язык
— Чем раньше, тем лучше. Но по разным причинам это может не сложится. Опять же начать и бросить — это не вариант. Если нет возможности начать и стабильно продолжать заниматься, лучше подождать школы. Допустим, у вас возникала идея — хочу, чтобы мой ребенок свободно говорил по-английски. Но мы не всегда понимаем, с чем это сопряжено. Это вложения времени, энергии, денег. Если у вас билингвальная семья, мама — русская, отец — англичанин, то здесь все проще. Но живя в стандартном российском городе в среднестатистической семье, создать ситуацию, когда ребенок будет постоянно соприкасаться с английским языком, сложнее.
Нюансы изучения до 3 лет
Если говорить про новорожденных, уже изучена тема двойного восприятия языков. Здесь речь не про изучение, а про приобретение. В этом и прелесть самого раннего возраста. Потому что ваш ребенок абсолютно любой язык — португальский, испанский, какой хотите — может наравне с русским знать в совершенстве, если вы создадите для этого благоприятную среду. В чем главный плюс этого возраста — ребенок запоминает и впитывает не только паттерные конструкции, понятно, что фразами ребенок начинает говорить только с года.
Главный плюс возраста от 0 до 3 — это абсолютно неосознанное восприятие правильных форм. Но здесь нюанс. Если вы решили погрузить ребенка в эту среду, ее создать, вы понимаете, что ребенок и правильное запомнит, и неправильное тоже. Здесь важно, кто ребенку эти формулировки на английском будет давать. Няня-иностранка это или ваша подруга-педагог — у них должна быть не только грамотная речь, но и хорошее произношение, правильный акцент, так как именно это основное запомнит ваш ребенок на всю жизнь.
Читайте также: «Ошибки родителей: почему нельзя учить ребенка читать до 5 лет»
Ребенок знает два языка — не произойдет ли путаницы?
— И да, и нет. Это называется интерференция, когда один язык вмешивается в другой. Когда у ребенка русская речь, а потом выскакивает какой-то англицизм. Это нормальное явление. Но в мире все больше и больше билингвальных семей. В нашей стране есть еще столько малых народов, у которых свой язык, наречия, но учатся они на том же русском. Чтобы непосредственно избежать такой интерференции, это должна быть выделенная полоса. Если мы вернемся к ситуации мама-русская, папа-англичанин, то мама, знающая английский, особенно на первых этапах, должна все-таки общаться на русском. Чтобы эта парадигма выстраивалась четко. Чтобы у ребенка не было путаницы, мама говорит сейчас одно слово на английском, завтра это же по-русски, а затем еще и по-французски.
Интеллектуально этот возраст 3 года чем хорош? От 0 до 3 ребенок еще себя не осознает. Просто впитывает и не всегда производит. Это как раз тест на терпение для родителей, потому что кажется, ну мы столько денег вложили в эту няню-англичанку, а он молчит. Так это не работает, ребенок не компьютер, куда мы на флешку закачали информацию, а потом он ее выдал. Конечно, нет. Это все накапливается, синтезируется и потом совершенно неожиданно ребенок может фразами начать говорить на двух языках. Но к 3 годам плюс в чем? Повторюсь, ребенок уже своей родной речью владеет на достаточном уровне, чтобы сигнализировать, как минимум взрослым, о своих потребностях и вкусах. Здесь очень важно, что ребенок уже может выбрать сам педагога и место, куда он идет. И это классно.
Читайте также: «Почему ребенок не говорит: нейропсихолог перечислила 6 типичных ошибок родителей»
В 3 года малыш уже может определиться
- Ребенка всегда надо спрашивать нравится ли ему заниматься, он даст понять непременно, и это очень важно. У меня, например, личный контакт с английским случился в 2,5-3года. Я была в группе гармонического развития на Красных воротах. Это был конец 80-х, и не было большого выбора, как сейчас — все только начиналось, мы были пионерами этого движения. Конечно, осознанно я не помню, как это было, но я помню, что мне очень нравилось. Я помню это ощущение праздника, связанное с языком. Были яркие глянцевые книжки из Индии, тогда ничего такого еще не было — цветы, картинки, девочки позитивные. Я просто помню, что бежала туда с радостью.
Память так устроена, что мы не помним, кто что сказал, но мы долго помним, что мы чувствовали уже в достаточно раннем возрасте. И здесь важно выбрать правильно, чтобы ребенку было комфортно и был контакт. И дети хороши тем, что, как бы человек не старался, их не обманешь. Ребенок все увидит и почувствует. И вам как родителям важно это не упустить. Эксперт может быть трижды заслуженным с потрясающими дипломами и стажировками — а контакта с ребенком нет. И это тоже очень важно учитывать.
О выборе педагога
К сожалению, многие даже не проверяют, есть ли у потенциального преподавателя педагогическое образование. Ведь просто знание языка и умение на нем говорить не равно умению его преподавать. Не все англоговорящие люди — педагоги. Почему так важен педагог? Потому что педагог, помимо того, что знает как правильно, еще и умеет объяснить, почему именно так — правильно.
Еще важный фактор — педагог в классической образовательной системе, английской и нашей, знаком с этапами развития ребенка. Tо, что у нас называется «кризис трех лет», у них — terrible twos — ужасные двухлетки. Это самый кризисный момент, когда ребенок впервые отстаивает свое первое «я», я сам, дайте мне эту свободу, я — личность. Ребенок начинает делать выбор сам, и ему надо этот выбор дать. Это еще один фактор, почему с обучением есть смысл подождать до 3 лет. Это тот возраст, когда ребенок не просто хочет, а он уже готов сделать этот выбор, и у него появляются первые интересы. При этом ему может не понравиться заниматься. Давить на него не нужно.
Читайте также: «Психолог: «Ошибки в воспитании трехлетки аукнутся подростковым кризисом»
Что мешает человеку учить иностранные языки?
- Главные враги, особенно если мы говорим про начальную школу, — гаджеты. К сожалению, так много техники в жизни детей — планшетов, телефонов, видеоигр, телевизоров, компьютеров…
Да, с их помощью можно учить и язык, но вряд ли гаджеты будут использоваться только для обучения. Но все равно есть медицинские ограничения. Больше двух часов в день не рекомендовано по разным показателям даже английский учить. Это для психики не хорошо, для зрения. Нужно помнить про физиологию. Хорошо учить онлайн, но когда ученик уже взрослый.
Технологии могут быть нам во благо, но могут и оказаться врагами. Есть полезные приложения, сайты чудесные с песнями и музыкой, но пользоваться ими нужно под чутким руководством взрослого.
Еще больше интересного и полезного — в эфире «Детского радио». По будням в 22:00 слушайте программу «