Что делать родителям, в эфире «Детского радио» рассказал психолог
Взаимная или нет
Когда мы говорим про первую любовь, важно понимать, взаимная она или нет. Если любовь безответная, очень важно, чтобы родители не обесценивали эти чувства ребенка.
Вот приходит подросток, а на нем лица нет. Спрашиваешь, что случилось, а он в ответ: «Меня Маша не любит». И родители могут отнестись к ситуации несерьезно: «Да ладно, ты знаешь сколько еще их у тебя будет…» И это неверное развитие событий — так ни в коем случае не надо делать. Если подросток с вами поделился, то радуйтесь, ведь чаще он замыкается в себе, ходит грустный и ничего не рассказывает. Но если поделился, что есть у него какая-то проблемная любовь, то реагировать нужно примерно так же, как если бы ваша подруга рассказала, что влюбилась без взаимности. То есть искренне посочувствовать, ведь это непростая ситуация и тяжелое чувство.
Три главных правила
Для острой стадии влюбленности характерно, что объект любви становится центром вселенной. Это как огромный тоннель, в котором ничего, кроме этого человека, не существует. Ребенок не замечает вас, теряет интерес к своим увлечениям, друзьям, к самому себе, он видит только объект обожания. Это очень тяжело, и родителям нужно это понимать.
Поэтому первое — не обесценивать ребенка и его чувства, проявить сочувствие. Можете вспомнить что-то из своего подросткового возраста из разряда «у меня тоже такое было, я была влюблена в парня, который вообще меня не замечал, и помню, как я мучилась, страдала». То есть очень важно нормализовать эти переживания, сказать: «Да, это очень болезненно, когда ты любишь, а тебя нет, страдать — это нормально».
Второе — не критиковать объект любви. Даже если вы уверены, что этот мальчик не стоит и мизинца вашей дочери, ничего плохого говорить про объект любви нельзя. Иначе рискуете настроить подростка против себя. Не можете сказать ничего хорошего — деликатно молчите.
Третий шаг — не мешать страдать. Подростку, как и взрослым людям, очень важно отстрадать свое, пройти тоннель переживаний и грусти по полной программе. Чтобы эти эмоции не застряли где-то внутри и не вылезли потом в каком-то психосоматическом заболевании. Чтобы несчастная любовь не стала травмой на всю жизнь, как раз нужно вовремя наплакаться, наслушаться грустных песен, полежать лицом к стене и сделать десяток драматичных записей в личном дневнике.
Когда мы говорим про первую любовь, важно понимать, взаимная она или нет. Если любовь безответная, очень важно, чтобы родители не обесценивали эти чувства ребенка.
Вот приходит подросток, а на нем лица нет. Спрашиваешь, что случилось, а он в ответ: «Меня Маша не любит». И родители могут отнестись к ситуации несерьезно: «Да ладно, ты знаешь сколько еще их у тебя будет…» И это неверное развитие событий — так ни в коем случае не надо делать. Если подросток с вами поделился, то радуйтесь, ведь чаще он замыкается в себе, ходит грустный и ничего не рассказывает. Но если поделился, что есть у него какая-то проблемная любовь, то реагировать нужно примерно так же, как если бы ваша подруга рассказала, что влюбилась без взаимности. То есть искренне посочувствовать, ведь это непростая ситуация и тяжелое чувство.
Когда нужно обратиться к психологу
Дайте своему ребенку прожить опыт неразделенной любви — это очень важно для формирования его личности, его эмоционального интеллекта. Не нужно в это время тащить ребенка куда-нибудь развлечься, настойчиво веселить. Лучше сказать: «Я вижу, что тебе сейчас плохо. Хочешь, буду лежать и грустить рядом с собой или давай посмотрим грустный фильм и вместе порыдаем». То есть помогите подростку выразить все эти неприятные эмоции, чтобы они вышли без остатка. Тогда этот путь будет пройден полноценно.
Но если вы видите, что ребенок страдает дольше 6 месяцев, уже перестает нормально есть, спать, демонстрирует самоповреждающее поведение, необходимо обратиться к психологу: налицо признаки развития подростковой депрессии. Лучше с этим разбираться, пока ситуация не вышла из-под контроля.
Как реагировать на травлю
Нередко одноклассники или друзья начинают подшучивать над влюбленностью подростка. И насмешки могут быть довольно жестокими. Но с тем, что происходит в классе, должен справляться учитель. Вы не можете никак на это повлиять, если не находитесь там. Если учитель видит, что в классе начинается что-то похожее на травлю, — это необходимо сразу пресекать.
Поэтому, если вы знаете, что над вашим ребенком начали неприятно шутить, ваша задача — пойти в школу и доброжелательно поговорить с учителем. Очень спокойно сказать: «Мой ребенок столкнулся с такой ситуацией, а вы с вашим огромным педагогическим опытом, пожалуйста, помогите как-то ее разрешить. Если хотите, я тоже включусь, только подскажите мне, как лучше себя вести». То есть очень важно до учителя тоже донести важность сложившейся ситуации. Педагоги иногда не видят каких-то проблем, потому что они завалены отчетами, им не всегда есть дело до того, кто в кого влюбился и кто кого дразнит. Но вы можете подсветить учителю эту ситуацию и искренне попросить о помощи.
Любовь — это не стыдно
Родители порой сами провоцируют странное отношение к любви у своих детей. Мама, например, может сказать дочери: «Ты, главное, никому не рассказывай, не показывай мальчику, что он тебе нравится, а то он смеяться будет. Чем меньше мальчиков мы любим, тем больше нравимся мы им». Подобные фразы, абсолютно не имеющие отношения к реальности, создают у ребенка стереотип, что любовь — это что-то стыдное. Что влюбленность надо скрывать, никому не показывать. И наоборот — ребенок будет уверен в том, что надо будет посмеяться, если кто-то другой влюбится.
Не важно, где это происходит — в детском саду или школе — если ребенок вам говорит, что он влюблен, все, что вам нужно ответить: «Классно и супер»! Можете еще добавить, что любовь — это обалденное чувство, движущая сила на земле, это здорово, люби от души.
И если дочка спросит, как ей поступить — рассказывать об этом мальчику или нет — то лучше ответить так: можно признаться, и это нормально, а можно хранить это в тайне, но в целом хранить тайну тяжело, это разрушает человека. Вам нужно донести до ребенка, что нет ничего стыдного в любви. Не налагайте на это чувство дополнительных смыслов, подростки и так стесняются. Ваша задача показать, что любовь — это классно, это большой дар и настоящее счастье, несмотря на возможную невзаимность.
Правило действует и в обратную сторону. Если приходит дочка и говорит: «Ой, в меня Миша влюбился. Дурак такой, вообще мне не нравится» — очень важно Мишу похвалить и сказать: «Да, не всегда чувства взаимны, но здорово, что Миша осмелился тебе сказать. Круто, что он испытывает эти чувства. Ты не обязана отвечать ему взаимностью, это твое дело, но то, что он осмелился это сказать, вызывает только уважение».
Если все родители будут подчеркивать, что влюбленность — это здорово, и это очень приятные и нужные переживания в нашей жизни, смешков в школе и подростковых депрессий наверняка станет меньше.