«Добрый день. Моей дочке 3 недели назад исполнилось 2 года. Она ходит в частный детский сад с 1 г 9,5 мес. Адаптации не было. Влилась сразу, как будто всегда посещала д/с. Воспитатели никогда не видели ее даже хнычущей. Но дома дочка выдает весь спектр эмоций. В особенности часто плачет, капризничает по любому поводу, но и радуется и смеётся. Сегодня в саду наблюдала такую картину: мальчик попытался отнять у дочки игрушечную коляску, она в ответ не дала, но попищала недовольно. Отпустила коляску и так и стояла, очень сдерживая слезы, так и не проронив ни слезинки, но очень грустная и подавленная. Я подозвала ее к себе, обняла и попросила поплакать. Она сделала попытку, но не получилось. И потом ее взяла на ручки воспитательница и попыталась развеселить.
Как вести себя нам с отцом дома? Как объяснить малышке, что любые эмоции — это хорошо и в саду их надо проявлять, а не подавлять?»
Марина, 29 лет
Марина, здравствуйте! Спасибо за ваше письмо. Поведение вашей дочери — абсолютно нормально для ребенка ее возраста. Детям свойственно проявлять яркие эмоции рядом с теми, кому они больше доверяют.
Например, если с ребенком больше времени проводит именно мама, то не только в детском саду, но и рядом с отцом и другими значимыми взрослыми — бабушками и дедушками — ребенок будет вести себя идеально, выдавая весь спектр эмоций лишь оказавшись рядом с мамой.
Читая ваше письмо, я не могла не зацепиться глазами за часть, где девочка не смогла заплакать в саду даже рядом с вами — в конце воспитательница пытается развеселить ребенка. Это нормальная реакция воспитателя, однако, для маленькой девочки она может служить сигналом о том, что ее эмоции — не желательны и вместо того, чтобы плакать, ей необходимо улыбнуться.
В силу возраста ребенок подстраивается под ожидания взрослых вокруг себя. Возможно, лучшим вариантом было бы обсудить с воспитателями в детском саду, какой именно реакции вы ждёте от них в подобных ситуациях. Так вся работа, проделанная вами дома, не будет обнуляться.
Дома же стоит продолжать работать с эмоциями ребенка — контейнировать их, учить распознавать и называть. Для этого можно использовать специальные книги, карточки с эмоциями и ролевые игры. Чем легче вашей дочери будет понять, что она испытывает, тем легче ей будет говорить о своих эмоциях. Так она научится выражать их в ситуациях с другими людьми, не подавляя и не сдерживая себя.
И конечно, ей нужен личный пример — чем больше вы и ваш муж будут говорить о своих эмоциях, тем быстрее и легче ваша дочь научиться делать то же самое. Ребенок должен понимать, что проявлять эмоции — это безопасно.