Многие родители переживают, когда их ребенок разговаривает сам с собой. Сразу возникают вопросы: он чувствует себя одиноким? У него есть психические проблемы? Почему он говорит сам с собой?
Ребенок разговаривает сам с собой — это нормально?
Спешим вас успокоить — говорить с самим собой совершенно нормально. Дети часто разговаривают сами с собой по мере своего роста и развития. Особенно часто это происходит в раннем детстве.
Дети могут начать говорить сами с собой уже в возрасте около двух лет и это считается нормальной частью их языкового и психологического развития. С помощью таких разговоров ребенок может практиковать свои языковые навыки, учится эмоциональной регуляции, а также практикуется в развитии навыков решения проблем. И, конечно же, разговоры с самим собой способствуют развитию воображения и творческих способностей.
Ребенок разговаривает сам с собой: причины
Несмотря на все положительные аспекты разговоров с собой, у этого явления могут быть и негативные причины возникновения. Если ребенок стал старше, но по-прежнему разговаривает сам с собой — это повод обратиться за консультацией к специалисту.
Также стоит обращать внимание на того, как он разговаривает сам с собой. Если его речь агрессивна или жестока, если его разговоры с «воображаемым другом» излишне эмоциональны, а его самого беспокоят проблемы со сном — это еще один повод обратиться за помощью.
Возможные причины того, что ребенок говорит сам с собой
нехватка общения с родителями;
отсутствие друзей в детском саду и школе;
конфликты или сильный стресс (переезд, развод родителей);
богатое воображение;
психические расстройства и нейроотличия.
Например, дети с аутизмом довольно часто говорят себе «под нос», используя только ему понятные слова. Связано это может быть с нежеланием ребенка взаимодействовать с окружающим миром, а также с тем, что звук собственного голоса его успокавает. Еще дети с СДВГ часто говорят сами с собой — это помогает им лучше сосредоточиться и/или проконтролировать алгоритм собственных действий.
Разговоры с самим собой — это в большинстве случаев абсолютно нормальное поведение. Однако, оно по разным причинам может беспокоить родителей. Чтобы лучше понимать, как на такое поведение реагировать, нужно разобраться в том, какие проявления относятся к в широком смысле норме, а какие должны настораживать.
«Разговоры с самим собой» можно условно поделить на 2 группы: 1) проговаривание вслух собственных мыслей и 2) беседы с «воображаемым другом».
В первом случае родителям, как правило, не о чем беспокоиться. Проговаривание мыслей вслух помогает процессу мышления не только у взрослых, но и у детей. Озвучивая свои мысли ребенок планирует действия, усваивает информацию, переживает эмоции и т.д. — все как у взрослых. У детей дошкольного возраста (3-7 лет) такое проговаривание называют эгоцентрической речью. Появление эгоцентрической речи указывает на переходный этап в развитии мышления, когда ребенок уже может как-то, пусть даже не очень связно, рассуждать, но все еще не может преобразовывать свои рассуждения во внутренний мыслительный процесс. Проще говоря, ребенок учится думать «про себя», а не вслух, но у него это пока не получается, потому что его психика еще недостаточно развита. Это нормальный этап развития, поэтому родителям не нужно беспокоиться и, тем более, пытаться заставить ребенка прекратить эти разговоры.
В каких случаях такое поведение должно настораживать? Когда проговариваемые ребенком мысли касаются насилия и жестокости, а также тем, не свойственных его возрасту (например, тема секса) и т.д.; когда ребенок во время таких разговоров с самим собой странно себя ведет, например, сильно нервничает. Все перечисленное может указывать на травматизацию, расстройства, патологии, и в таких случаях необходимо обратиться к специалисту.
Что касается разговоров с «воображаемым другом», то такое поведение является вариантом нормы, если ребенок дошкольник. Дело в том, что в этом возрасте у детей бурно развивается воображение, а их ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра — все это в совокупности может вылиться в появление «воображаемого друга». Обычно «воображаемый друг» сам исчезает через несколько месяцев.
Однако общение с таким «другом» нередко указывает на наличие проблем, таких как страхи или недостаток общения, внимания, эмоциональной поддержки и любви; оно также может быть симптомом расстройств и патологий. Главными признаками «ненормальности» являются возраст и длительность общения с «воображаемым другом»: если ребенок уже слишком взрослый для подобных фантазий (старше 8 лет), и/или он «общается» с «воображаемым другом» уже достаточно долгое время (больше полугода) — это повод для беспокойства. При этом отсутствие указанных признаков не является гарантией того, что ребенок не испытывает трудностей. Поэтому родителям в любом случае стоит обратить внимание на такое поведение ребенка.
Как уже упоминалось, разговоры ребенка с самим собой также могут быть симптомами психических расстройств и патологий. Обычно именно такая вероятность очень пугает родителей. Исключить ее довольно просто: у психических расстройств и патологий, как правило, есть другие явные настораживающие симптомы, на которые родителям сложно не обратить внимание и которые проявляются раньше или возникают чаще. Если такие симптомы не обнаруживаются, то, скорее всего, расстройств и патологий у ребенка нет.