«Моему сыну 4 года. Волнует то, что он в последнее время стал слишком пасовать перед трудностями. Например, научился недавно кататься на горных лыжах — без экстрима, конечно же. Нравилось ему. А потом упал, подвернул ногу. Тут же началось: „У меня никогда не получится кататься, я не умею“. Больше мы не катались… Тяжело даются занятия по письму в садике, тоже сплошные истерики: „У меня не получится!“ Это определенный этап взросления или мы что-то не так делаем?»
Анджела, г. Сочи
У вас как у родителей есть очень понятное желание привить своему сыну понимание, что трудности преодолимы, что у него для этого есть все возможности. Иными словами, вам очень хочется, чтобы сын вырос уверенным человеком.
Для этого подойдут любые жизненные ситуации, даже те, которые на первый взгляд могут показаться незначительными. Однако крайне важно, чтобы эти ситуации были по силам ребенку 4 лет. Не менее важно также учитывать индивидуальные особенности и интересы ребенка.
Когда малыш сталкивается с ситуацией, которая оказывается ему не по силам, и при этом он чувствует и видит в глазах родителей ожидание и предвкушение его успеха, любая ошибка может привести к возникновению ощущения собственной несостоятельности, тотального неуспеха. Как следствие — отказ от любых попыток еще раз пробовать свои силы в этом деле.
Если такие ситуации повторяются довольно часто, то сопровождающие их переживания легко переносятся на другие занятия. И тогда, еще не начав осваивать какое-то дело, ребенок может отказываться от возможности приобрести что-то новое, ссылаясь на собственную неспособность, неумение, незнание. А вот те дела, с которыми малыш легко справляется самостоятельно, наоборот приносят ему удовольствие, мотивируют на дальнейшие действия, укрепляют уверенность ребенка в себе.
Возможно, что занятия письмом в детском саду пока не очень подходят вашему сыну по возрасту и не вызываю у него должного интереса, но он старается всеми силами оправдать надежды и чаяния окружающих его взрослых. Так как освоение навыков письма лучше дается деткам более старшего возраста, не требует от них столько энергозатрат и усилий, то, возможно, результат его труда кажется мальчику недостаточным, не соответствующим ожиданиям взрослых. В такой ситуации малыш скорее откажется от попыток освоить навыки письма, чем еще раз столкнется с ощущением того, что он не оправдывает ожиданий родителей.
А вот ситуацию с горными лыжами, мне кажется, можно рассмотреть под несколько другим углом. Возможно, малыш отказывается кататься на лыжах, потому что его могли сильно встревожить те события, которые последовали за падением: реакция окружающих взрослых, медицинские манипуляции с ногой. В этой ситуации ваш сын скорее опасается повторных переживаний, чем ситуации неуспеха. И здесь на помощь малышу могут прийти родители, которые станут гарантами повторного безопасного покорения горнолыжных склонов. Поддержка, понимание и терпение родителей помогут ребенку постепенно освоить новые интересные занятия, пробовать свои силы в различных сферах.
Больше полезных материалов о семейной психологии — в нашем канале на