Бывают такие ситуации, когда педагог учит детей тому, в чем сам плохо разбирается.
У школьников к учителю бывает немало претензий: поставил двойку «ни за что», неинтересно ведет уроки, плохо объясняет, много задает… Частенько это все от нежелания учиться в школе или обиды за низкую оценку. Но иногда проблема действительно идет от преподавателя. Родителям это понять непросто: они на уроки не ходят, объективно оценить профессионализм преподавателя не в состоянии. А тем временем горе-учитель продолжает засорять умы учеников ошибками и некорректной информацией.
Ситуация 1
«У дочки в начальной школе преподает милая молодая учительница. Дети с ней хорошо ладят. Но как-то я начала проверять домашнее задание у ребенка и заметила, что учитель в тетради пропускает ошибки и исправляет правильные ответы на неправильные. Стало даже любопытно, случайно это или закономерно. Какое-то время я в одиночку „коллекционировала“ ее перлы, потом спросила у других родителей, и мои догадки оказались верные — наша учительница ужасно неграмотная».
Ситуация 2
«За самостоятельную по математике сын-шестиклассник получил тройку и перечеркнутые красной пастой ответы в тетради. Дома мы с ним несколько раз перепроверили работу, не веря глазам своим — ошибся учитель. Теперь задаюсь вопросом, а как он проверяет контрольные, которые мы не можем перепроверить, да и не должны, и насколько объективны оценки у ребенка».
Что делать в таких ситуациях? Разбираемся в вопросе с экспертами.
Как школа контролирует профессионализм учителя
Первый вариант — на уроках присутствуют внутришкольные комиссии. К примеру, когда у завуча в школе не так много учебных часов, он может временами посещать уроки и оценивать атмосферу в классе и на занятиях. Делается это не для того, чтобы наказать учителя, а наоборот — помочь ему лучше справляться с поставленной задачей. Но все мы понимаем, что при комиссии учитель может вести себя иначе, нежели без нее. Неизвестно, какую картину во время такой проверки увидит завуч. Хотя опытному преподавателю все сразу видно, и, если есть проблемы, он дает учителю советы.
Второй маркер — недовольство детей и родителей. Когда на учителя начинают поступать жалобы от разных родителей и детей, руководство школы может вмешаться в ситуацию и постараться в ней разобраться. В ином случае сложно в реальном времени понять, что учитель некомпетентен. Если класс ведет себя спокойно, то вроде бы никаких причин для проверок нет.
Какие признаки выдают горе-учителя
Учитель, как и любой человек, может ошибаться. К примеру, сказать что-то неправильно. Хорошо, когда он сам признает свои ошибки, но такое встречается не всегда.
Самый важный пункт оценки работы учителя — усвоение учениками материала. Если учитель рассказывает материал, а дети массово этот материал не понимают, это может говорить о недобросовестной работе учителя. Но этот пункт практически невозможно оценить одномоментно.
Поэтому чаще навыки учителя оценивают по результатам проверочных и контрольных работ. Если большинство детей в классе получает плохие оценки, к учителю появляются вопросы, так как это значит, что либо педагог недостаточно понятно объяснил материал, либо подобрал слишком сложные задания для контрольной, это тоже говорит о его некомпетентности.
Ведь именно учитель должен понимать уровень подготовки аудитории, с которой он работает, и подбирать соответствующие задания. Эта методика достаточно эффективна, но при этом работает она лишь постфактум. Во время учебного процесса оценить, насколько тот или иной преподаватель компетентен, очень сложно, ведь для этого необходимо ежедневно и при этом незаметно наблюдать за проведением занятий.
Что делать родителям, недовольным качеством обучения
Для родителей, неудовлетворенных качеством работы учителя, есть несколько путей.
Первый путь — общение с учителем. Чаще всего учителя могут прислушаться к разумным доводам родителей, несколько видоизменяя свои методы преподавания.
Если же общение с учителем по какой-то причине не принесло плоды (к примеру, учитель не захотел или не смог изменить методики преподавания, которые не понравились родителям), следует обращаться в вышестоящие инстанции — сначала к директору.
Как показывает практика, директорам школ не нужны конфликты внутри учебного заведения, поэтому родителям могут пойти навстречу и, например, сменить педагога. Однако такое требование обязательно должно быть мотивированным, то есть должны быть веские аргументы: серьезные конфликты между учителем и учениками, либо очень серьезные ошибок в преподавании.
Если по какой-то причине директор отказывает в замене преподавателя, можно обратиться в департамент образования. Но для обращения в данную инстанцию повод нужен еще более весомый, чем в случае решения вопроса через директора.
А ВЫ СТАЛИКАВАЛИСЬ С ТАКИМИ УЧИТЕЛЯМИ? ЧТО ДЕЛАЛИ?
- 93.9%Да
- 6.1%Нет