Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах

Развитие ребенка на втором году жизни — это совершенствование навыков ходьбы, речи, взаимодействия с окружающими. В этот год ребенок будет удивлять родителей своими успехами.

30 июня 2021
Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах
Елена Кешишян

врач-педиатр, доктор медицинских наук

12–15 месяцев

К своему первому дню рождения большинство малышей успевают сделать первый шаг и теперь совершенствуются в этом умении. Но даже если кроха немного запаздывает, переживать не стоит: ходьба — сложный навык, и на освоение его медицинские нормы отводят детям довольно долгий период, с 10 до 17 месяцев. Чтобы ребенок смог самостоятельно ходить, у него должны окрепнуть различные группы мышц (не только ног, но и спины, шеи, рук), а нервная система должна быть достаточно зрелой, чтобы координировать их работу. В освоении навыков движения имеет значение и пол ребенка (девочки развиваются быстрее мальчиков), и его вес (полным детям ходьба может даваться медленнее), и темперамент, интересы (непоседливый живчик пойдет раньше тихони, который предпочитает возиться с игрушками на коврике).

  • Совет. Первое, что требуется от малыша, который только начал ходить, — научиться держать равновесие. В этом ему поможет большая игрушка-каталка (например, машинка) с ручкой, за которую он сможет держаться, толкая игрушку перед собой. Такие «упражнения с поддержкой» помогают детям держать равновесие и увереннее ходить. А вот ходунки, очень удобные для родителей, не слишком полезны для малыша; если и выдавать их ребенку, то не больше чем на 15 минут. В них ребенок «окружен со всех сторон» и не пытается самостоятельно держать равновесие, слабо тренирует мышцы бедер и ягодиц, а вот на позвоночник, голени и стопы получает ненужную нагрузку.

Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах

Мальчики vs девочки

Темпы развития, психофизиологические особенности, поведение мальчиков и девочек во многом отличается. Мальчики дольше приспосабливаются к новым условиям и предпочитают, чтобы их окружали одни и те же люди и вещи. А вот чувство страха представительницы прекрасного пола испытывают в большей степени; к тому же у них более острый слух и меньшая терпимость к шуму.

  • У мальчиков высокая двигательная активность. Им чуть ли не с рождения нравятся экстремальные развлечения: например, когда их подбрасывают в воздух или катят в коляске с горки. Ограничения в таких занятиях и в шумных играх обычно действуют на них подавляюще, а совсем не уравновешивают.

  • Развитие девочек идет более планомерно. У мальчиков периоды бурного роста и прибавки в весе чередуются с периодами, когда никаких изменений не видно вообще. Так, паренек может долго не говорить, в то время как его сверстницы уже вовсю общаются целыми фразами, а потом заговорит вдруг и сразу.

Малыш, который только учится ходить, то и дело опирается на какие-то предметы (следите, чтобы его окружала только устойчивая мебель), опускается на четвереньки, чтобы передохнуть или преодолеть ползком трудные участки. Попутно кроха изучает и ощупывает то, что попадается на его пути, а к 15 месяцам умеет, не заваливаясь, нагибаться и поднимать интересные вещицы. Научившись уверенно держать равновесие при ходьбе по прямой, малышу нужно освоить следующий этап: менять направление движения без «заносов на поворотах» и столкновений с предметами.

  • Совет. Чтобы кроха учился входить в повороты, попробуйте ходить с ним по нарисованному на асфальте большому кругу (диаметром около 2 м); дома устраивайте лабиринты из игрушек, подушек, стульев, а на прогулке обходите ямки, лавочки, крупные камни.

Главные игрушки годовалого малыша — предметы, которые его окружают: кроха готов часами изучать крышки от кастрюлек и тюбики из-под кремов. Если раньше малыша интересовали только форма, цвет и вкус вещей, то теперь он способен понять и их предназначение.

  • Совет. Если предмет не представляет опасности для малыша или особой ценности для старших, не отнимайте у ребенка забаву под предлогом, что это не игрушка. Запреты рано или поздно истребят у малыша природное стремление изучать неизведанное. Лучше покажите, как пользоваться этой вещью, дав простые объяснения. Например, когда кроха подберет с земли опавший лист, произнесите: «Это лист, который упал с дерева, смотри, какой он большой и желтый. Давай его положим обратно на землю, потому что он грязный и ты можешь испачкаться».

Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах

Для того чтобы взять предмет в руку, 5-месячному малышу требуется 11 секунд — годовалый схватит его всего за полсекунды!

15–18 месяцев

Маленький научился ходить не только вперед, но и назад: если его что-то испугает, он попятится, но не потеряет равновесия. Возникающие на пути препятствия он больше не преодолевает ползком, а просто перешагивает, приподняв и согнув ногу в колене.

  • Совет. Чтобы развивать этот навык, попробуйте разложить на полу большие листы бумаги и предложите ребенку походить по ним, наступая то на один, то на другой. Следующий этап — перешагивайте через палочки или камешки, понемногу увеличивая высоту препятствия до 15-20 см.

развитие ребёнка от года до двух лет
Источник:
Getty Images/Brand X

Точность движений рук совершенствуется, и теперь малыш может удерживать в руке карандаш, показывать пальцем на интересующие его предметы, отвинчивать крышки на флаконах и даже ковырять в носу.

  • Совет. От рисования пальчиковыми красками смело можно переходить к работе с кисточкой и фломастерами. Старайтесь хотя бы на короткое время вкладывать «инструмент» в ручку малыша правильно — скорее всего, вскоре малыш опять возьмет его в кулак, но раз за разом повторять верный вариант все-таки нужно. К этому возрасту юный художник может изобразить короткие штрихи, точки, загогулины — пытаться превратить эти абстракции в нечто осмысленное пока бесполезно. Рисуйте и сами, изображая на белом листе растения, животных, людей, и позволяйте малышу следить за этим волшебством.

Прежде чем научиться одеваться, ребенок учится раздеваться. К полутора годам малыш уже может стянуть носки, ботинки, шапку, а последних два предмета кое-как сумеет и надеть. Кстати, умение самостоятельно спускать штанишки — важный этап в приучении к горшку.

  • Совет. Чтобы поощрять самостоятельность малыша, подбирайте ему удобную одежду, с которой он легче совладает, например, ботинки на липучках и штаны на резинке.

Не торопить события

Не стоит пытаться подогнать своего ребенка под нормы развития других детей: даже родные братья и сестры очень разнятся в плане приобретения навыков. На развитие ребенка влияет множество факторов: наследственность, очередность появления в семье (младшие обучаются быстрее старших), активность участия родителей в воспитании, окружающая среда. Принципы психомоторного развития едины для всех детей, а вот возраст, в котором приобретаются те или иные навыки, может варьироваться. У кого-то лучше развиваются физические навыки (ходьба, лазание, умение подниматься по лестнице), у кого-то речь. Одновременный скачок в двух и более направлениях развития встречается у очень маленького процента детей: как правило, на каждом этапе доминирует что-то одно. Именно поэтому надо поощрять стремление ребенка к познанию нового, но не форсировать события: попытки ускорить процесс только навредят.

18–21 месяц

Умение приподнимать ногу, перешагивая через препятствие, позволяет малышу «покорять горы» — подниматься по лестнице. Пока он способен пройти всего 5–7 ступенек под неусыпным контролем взрослых, причем подниматься вверх ему проще, чем спускаться вниз. Поставив одну ножку на ступеньку, малыш поднимает вторую и ставит ее рядом.

  • Совет. Приучите ребенка всегда держаться за перила или руку взрослого — это поможет предотвратить несанкционированные «полеты». Особенно крутыми бывают лестницы в загородных домах — наклейте на край каждой ступеньки нескользящую ленту или установите ограждение с надежным запором.

Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Быстроногий малыш с удовольствием проводит время за активными играми типа догонялок, пряток, футбола. Игры с мячом — исключительно полезной для физического развития ребенка игрушкой — помогают развить сразу несколько важных функций: координацию движений глаза, рук и ног, глазомер, точность движений, зрительное сосредоточение. После 1,5 года ребенок способен кидать мяч в направлении крупной цели и попасть в нее с расстояния примерно 50 см, бить по нему ногой, подбрасывать вверх (поймать его карапузу пока не удастся).

  • Совет. Если малышу пока трудно попасть по мячу ногой, во время удара придерживайте его за поднятые руки.

Малыш становится все более самостоятельным: теперь он может вымыть руки под краном и вытереть (а точнее, промокнуть) их полотенцем, размешать сахар в чашке. За столом он с удовольствием угостит маму едой из своей тарелки и сам «покормит» ее с ложки.

А ну-ка, повтори!

Весь второй год жизни малыш активно копирует взрослых. Если вы покажете ему, как управляться с игрушкой, он сумеет повторить ваши движения (или хотя бы попытаться это сделать). Но это не значит, что он понял ваши объяснения, — пока ему достаточно просто воспроизводить увиденное. Поэтому, если игрушка достаточно сложная, вам придется повторить все несколько раз, прежде чем он с ней освоится. После 1 года малыш уже понимает, что каждое действие результативно, и предсказуемость этого результата доставляет ему удовольствие — отсюда и страсть к повторению действий.

Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах

21–24 месяца

С приближением второго дня рождения в копилке малыша набирается все больше достижений: он хорошо бегает, делает несколько шагов на носочках, стоит на одной ноге (правда, с опорой). Он уже может рассмотреть жучка в траве, сидя на корточках и не заваливаясь назад. Если вы будете поддерживать малыша за руки, он сможет подпрыгнуть на обеих ногах.

  • Совет. Бег и прыжки помогут развить не только двигательные навыки, но и чувство ритма, и музыкальный слух малыша, если сопровождать их стишками-потешками или детскими песенками. Гимнастику можно превратить в веселую игру, предлагая ребенку изобразить, как едет поезд, прыгает зайчик, переваливается мишка и т. п.

Врачи предупреждают: отец или мать не лучшие судьи способностей и особенностей развития собственного ребенка — они слишком субъективны. Если есть вопросы и сомнения, ими лучше поделиться с врачом или психологом, который сможет сказать, заслуживает ли внимания обнаруженный вами «сбой программы».

Развитие ребенка от года до двух: педиатр рассказал обо всех этапах

Маленький «хозяин» уже хорошо знает, для чего нужен тот или иной предмет. Он может по просьбе родителей показать (а нередко и назвать) окружающие его вещи и продемонстрировать, как их используют: он говорит по телефону, как папа, мешает еду в кастрюле, как мама, читает газету, как дедушка. К 2 годам кроха в состоянии показать нескольких животных на картинке в книге, различать основные антонимичные понятия типа «большой — маленький», «холодный — горячий», дифференцировать предметы по цветам (не обязательно называя их).

  • Совет. Развивать умение малыша различать формы, цвета, размеры помогут игрушки типа рамок-вкладышей, сортеров, матрешек, стаканчиков разных размеров. Имейте в виду, что дети этого возраста способны освоить самые простые геометрические формы: круг, треугольник, квадрат — и игрушки для них не должны быть слишком сложными. То же самое касается и цветов: в «активной» палитре малыша пока нет сложных оттенков типа розового, а есть простой красный, зеленый, синий, желтый.

Наступает новый этап в освоении малышом хороших манер — теперь крохе можно дать в руки вилку. Маленький уже сумеет накалывать на нее пищу, если куски будут достаточно крупными.

  • Совет. Для первого знакомства предложите малышу пластиковую детскую вилку (лучше изогнутую) и мягкую пищу, например кусочек котлеты или вареной картошки. Продемонстрируйте, что ложка гладкая, а вилка острая, и размахивать ею ни в коем случае нельзя.

В течение первых двух лет жизни тактильные ощущения остаются для ребенка главным средством познания мира. То, что маленький берет в руки, немедленно попадает в рот — один из основных информационных каналов для малыша. Некоторые врачи и психологи считают, что при отсутствии риска пораниться или проглотить слишком мелкий предмет такие опыты на 99% не принесут карапузу никакого вреда — так что дайте ему возможность попробовать на вкус то, что он хочет.

Больше полезных материалов для мам и пап — в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения