Уже в два месяца ребенок радостно реагирует на появление взрослого — улыбается, гулит, активно двигает ручками и ножками. По этой реакции (ее называют «комплекс оживления») можно судить о рождении первой поистине человеческой потребности — потребности в общении.
Исследования, проводившиеся на младенцах, показали, что малыши с удовольствием рассматривают человеческое лицо и явно отличают его от маски. В недавнем эксперименте Йельского университета детям в возрасте от 6 до 10 месяцев показывали кукольное представление, в котором были добрые и злые персонажи. Ученые отметили, что дети с удовольствием наблюдали за добрыми персонажами и проявляли беспокойство по отношению к злым. Раньше считалось, что эмоциональное, интуитивное понимание человеческих отношений присуще детям постарше. Но мы можем сделать очень многое для того, чтобы помочь новорожденному приобрести навыки общения.
Не упрекайте ребенка в застенчивости и не высмеивайте: он еще больше замкнется в себе.
Счастье — залог человечности
Хорошие мамы и папы склонны корить и упрекать себя за несдержанность, которую иногда проявляет любой родитель в общении с малышом: накричав, а тем паче шлепнув ребенка, они мучаются и считают себя несостоятельными воспитателями. Конечно, как взрослые люди, мы должны уметь владеть собой, иначе чем же мы отличаемся от неспособных контролировать себя в силу возраста детей? И все-таки даже неловкие воспитательные маневры сгладятся и забудутся, если общий фон наших отношений с малышом — радостный и ласковый. Для развития и становления души крайне важно восприятие изменений, происходящих в ребенке, даже тревожных или явно негативных, — с надеждой. Надеждой на то, что обязательно вырастет хорошим человеком и все недостатки выправятся.
Страх общения
Приблизительно в возрасте 8−12 месяцев у большинства детей проявляется сильная застенчивость по отношению к незнакомым людям: малыш прячется за маму, просит срочно взять его на руки или плачет. Боязнь постепенно проходит после полутора-двух лет. Несмотря на то что страх затрудняет общение, его можно считать хорошим знаком — это сигнал, что у ребенка формируется привязанность к маме, крайне важная для становления психики. Кроме того, то, что ребенок отличает своих от чужих, считается одним из показателей нормального развития.
Подготовьте своих гостей. Расскажите им, что ребенок стесняется незнакомых, и попросите говорить сначала с вами, а потом уже подходить к малышу. Объясните, что малыш должен немного привыкнуть к ним.
Всегда оставайтесь на виду. Когда вокруг новые люди, убедитесь, что у ребенка есть возможность постоянно видеть вас или папу. Если вы находитесь в поле зрения ребенка, он в любой момент может встретиться с вами взглядом, взять за руку и почувствовать себя в безопасности.
Используйте в качестве поддержки игрушку или любимую книжку. Попросите вашего гостя сказать: «Смотри-ка, это твой мишка. Хочешь поиграть с ним?» Это поможет ребенку сосредоточиться на привычной для него вещи.
Смотрите на «незнакомцев» глазами ребенка. Малыша может испугать любой человек, с которым он не видится постоянно; даже дедушек и бабушек, приезжающих нечасто, малыш может просто забыть. Установите для себя правило: сначала успокойте малыша и только потом — ваших гостей. Возьмите малыша на руки — знакомиться с новым человеком, имея возможность периодически уткнуться в мамино плечо, значительно легче.
Давай поговорим!
Задолго до того, как ребенок произнесет свое первое слово, он уже «говорит» вам о своих желаниях — плачем, агуканьем, сжатыми кулачками, улыбками и гримасами. Малыш всеми доступными ему способами стремится поддержать контакт с мамой, спровоцировать ее на общение, а когда мама отвечает на этот призыв к коммуникации, она тем самым поддерживает стремление малыша общаться дальше. Получается своеобразный круг, цепочка взаимных инициаций общения. Учеными описан феномен «холодная мать»: мама осуществляет все необходимые действия по уходу за ребенком и кормлению, но по разным психологическим причинам она не включается в эмоциональное общение с ним — не сюсюкает, не улыбается, старается поменьше брать на руки, не играет. В результате ребенок довольно быстро прекращает попытки взаимодействия со взрослым, он может часами неподвижно лежать в кроватке, слабо реагирует на обращенную к нему речь. Если вы улыбнетесь малышу в ответ на его улыбку, поговорите с ним, он почувствует, что мир вокруг него − доброе, счастливое место.
В этом раннем возрасте закладывается базовое доверие или, напротив, недоверие к миру, к людям, и закладывается очень глубоко, поскольку проходит не по словесным каналам, не через мысль, а по каналам эмоциональным, через чувства и ощущения. Эмоциональные воспоминания — одни из самых сильных и долговременных. Подросший малыш может бояться врачей — он уже не помнит, что когда-то лежал в больнице и пережил ряд неприятных процедур, но помнит эмоцию, связанную с людьми в белых халатах. Чем больше совпадают у родителей и их малышей чувства и интересы, тем быстрее у детей формируются навыки общения и познания. Начните с малого: если ваш малыш улыбается, попробуйте понять, что его обрадовало, поднесите маленького поближе к заинтересовавшему предмету или повторите понравившиеся ему действия. Если ребенок отвернулся, выясните, на что он смотрит. Так ребенок будет чувствовать, что вы понимаете его реакции.
Шире круг!
Ваш ребенок еще слишком мал, чтобы заводить себе товарищей по играм, но ему принесет огромную пользу присутствие рядом других детей. Малыши пока играют не вместе, а рядом, но они реагируют друг на друга и взаимно обучаются. Когда малыш учится ползать или ходить, обучение пойдет гораздо быстрее, если он увидит, как это делают другие дети. Хорошо также поощрять общение вашего ребенка со взрослыми, только не слишком усердствуйте, особенно в первые месяцы жизни малыша. Сначала пригласите одного-двух друзей семьи, затем постепенно расширяйте круг общения ребенка.
От старшего — младшему
Вы наверняка замечали, с каким восторгом и обожанием малыши наблюдают за старшими детьми. Часто ребенок впервые начинает улыбаться и смеяться именно при виде старшего брата или сестры. Старшие дети в семье — постоянный источник вдохновения для покорения новых высот развития, когда малыш учится ходить, самостоятельно есть, говорить. Бесхитростное детское чувство юмора также очень нравится малышам. При этом старайтесь пореже говорить старшему о том, что он «должен» по отношению к маленькому, и почаще обращайте его внимание на те прекрасные умения, которые перенял у него малыш. Если ваш ребенок — первенец, приглашайте в гости ребенка друзей или родственников. Не бойтесь, что вашего кроху могут обидеть, ведь, во-первых, вы будете рядом, а, во-вторых, старшие дети, особенно девочки, любят играть с младенцами и учить их — таким образом они чувствуют себя такими же взрослыми, как мама.
Показывать ребенку пример доброжелательного отношения к людям надо каждый день.
С учетом характера
Представляя ребенка другим людям, принимайте в расчет особенности его личности. Одни дети спокойно относятся к тому, что их берут на руки незнакомые люди, другие осторожничают даже с бабушкой и дедушкой. Если ваш ребенок застенчив, не позволяйте никому брать его на руки, по крайней мере в первые минуты после встречи. Если вы будете слишком рьяно подталкивать ребенка к общению, в следующий раз он может оказать еще большее сопротивление. Приглашайте знакомых посмотреть на малыша в те часы, когда он обычно в хорошем настроении, достаточно энергичен и дружелюбен.
Равняемся на маму
Показывайте пример: «Пойдем поздороваемся с папой!», «Привет, папа! Как твои дела?» Улыбайтесь и говорите доброжелательным голосом, когда разговариваете по телефону, рассказывайте ребенку: «Нам звонила бабушка. Скоро она приедет к нам в гости. Как хорошо, да?» Разыграйте кукольное представление. Пусть игрушечные персонажи приветствуют друг друга по очереди и ходят друг к другу в гости. Ребенок еще не скоро сможет повторить то, что увидит, но показывать хороший пример надо.
Календарь общения
Ребенок делает основные шаги в формировании навыков общения уже в первый год жизни.
3 недели. Малыш отличает предметы от людей — и почти всегда предпочитает людей.
4 недели. Кроха встречается глазами со взрослым и фиксирует взгляд на его лице, особенно когда взрослый улыбается. Он прислушивается к голосам и иногда может даже перестать плакать, услышав голос мамы.
1,5−2 месяца. Ребенок отвечает на ваше обращение к нему «улыбкой общения». Появляется «комплекс оживления» − это важнейший рубеж и показатель развития младенцев, он показывает, что малыш становится социальным существом.
3 месяца. Маленький уверенно отыскивает взглядом маму, отвечает на обращенную к нему речь звуками — трогательными «агу», «гы», «га».
6 месяцев. Хорошо реагирует на свое имя, всячески старается привлечь внимание взрослого к себе. Малыш может принимать участие в совместной со взрослым игре — этот период называют этапом ситуативно-делового общения. Если раньше малыш общался со взрослыми только эмоционально, то теперь общение выстраивается вокруг интересующих его предметов.
От 8 до 12 месяцев. Малыш начинает опасаться чужих, очень сильно привязывается к маме, папе и другим близким. Именно к ним он обращается за поддержкой, если упал, за сопереживанием, когда радуется. Малыш уже хорошо понимает речь и даже может следовать простым коротким инструкциям. Постепенно он начинает повторять те действия, которые одобряются взрослыми.
1 год. У крохи появляется чувство юмора. Также он начинает выказывать предпочтение одним людям перед другими.
Больше полезных материалов о правильном воспитании детей — в нашем канале на