Психологи и прогрессивные педагоги давно говорят: школьная отметка — субъективный и ограниченный критерий оценки знаний ученика. Так что двоечник двоечнику все же рознь. Знания, безусловно, важны, но вот пять причин, по которым отстающий по отметкам в школе ученик может в жизни добиться многого.
Он привык, что его ругают
Во взрослой жизни это называется умным словом «критикуют». Но суть не изменится — упреки в свой адрес двоечник слышит достаточно часто. Настолько часто, что к окончанию школы у него уже отрастает километровый дзен, и он перестает реагировать на обидные высказывания.
И здесь у него явное преимущество перед отличником, который все 11 классов был примером для подражания, а на работе вдруг стал объектом критики начальства. В такой ситуации второй растеряется и, не исключено, что опустит руки. Первый же, даже не обратит внимания на форму критики, вычленив из нее саму суть: что-то надо исправить или переделать. А если его проект потерпит неудачу, он намного легче переживет ее.
Он умеет договариваться и просить о помощи
Или же, опять говоря языком умных взрослых, «делегировать полномочия». Домашнюю работу можно списать у Тани, на контрольной поможет Костя, а на лабораторной по физике надо сесть с Кириллом. Самому же нашему герою в таком случае нужен только один навык: быть в хороших отношениях с теми, к кому он планирует обратиться за помощью, знать, что предложить взамен, быть готовым тоже прийти на помощь, и так далее. В дальнейшем двоечник, умеющий собрать команду, которая будет успешно работать под его руководством, окажется для начальства ценнее, чем отличник, стремящийся замкнуть все дела на себе (и от этого затягивающий все процессы).
Он умеет быстро найти выход из любой ситуации
Что делать, если через пять минут тебя точно вызовут к доске, а ты даже не открывал заданный параграф. Можно сразу сказать, что не выучил и получить законную «пару». Можно сбежать с урока. А можно устроить у доски праздник находчивости и быстро придумать ответ, исходя из знаний, которые все же есть в голове (надеемся, что есть). Нестандартное мышление, умение делать новые выводы из известных фактов — то, что сейчас ценится работодателями не меньше красного диплома.
Он не распыляется и не стремится к идеалу
Драмкружок, кружок по фото, петь охота, а еще нужно одновременно хорошо справляться со всеми предметами, быть активистом класса, школы, да и вообще — в каждой бочке затычкой. Как порой сложно жить этим отличникам. Такой и на работе потом будет хвататься за все задания подряд, стараясь угодить всем и везде. И не факт, что у него получится, с его-то перфекционизмом.
В свою очередь тот, кто не гнался за медалью и аттестатом «без троек», умеет расставлять приоритеты. Школьник, который учится плохо и которому регулярно напоминают о перспективной карьере дворника, уже понимает: надо фокусироваться на важном, на том, что ему действительно дается, развивать свои сильные стороны, а не пытаться получить что-то выше тройки по предмету, который для него «ни уму, ни сердцу».
От него ничего не ждут
И как ни странно, именно это порой приводит к успеху. На отличниках еще со школы лежит груз ответственности. Учителя ожидают, что они будут всегда готовы к уроку, контрольной, олимпиаде. Родители спят и видят, как их чадо поступает престижный вуз и оканчивает его с красным дипломом. Сложно быть лучшим учеником, всем от тебя чего-то надо. Двоечнику в этом плане намного проще: от него ничего не ждут, на него не возлагают особых надежд. Он свободен от обязательств и поэтому готов жить не по плану, рисковать и идти к успеху, учась на собственных ошибках.
Почему не стоит обращать внимания на плохие оценки?
«Принятая в школе система оценивания необъективна: она не отражает всего спектра знаний и умений ребенка, а также не учитывает условий внешней среды, моральное и физическое состояние ученика.
Мы видим, что дети, которые не стремятся к одинаково высокому результату абсолютно во всем — более гибкие, они шире смотрят на мир. Нужно научиться расставлять приоритеты и не стремиться соответствовать «цифрам», которые многих вещей не учитывают».
Человек счастлив и успешен, когда он востребован, занимается тем, что приносит ему удовольствие, когда у него есть взаимопонимание и гармония с окружающим миром. И добиться успеха в современном обществе помогут в первую очередь не школьные отметки, а личные качества: жизнестойкость, способность к концентрации и управление вниманием, способность быть адаптивным, гибким в ситуации неопределенности. Кроме того, в мире, где все жители оказались на расстоянии одного звонка в Zoom, как никогда важно научить ребенка сотрудничать, сопереживать, выстраивать совместную деятельность».