Эту концепцию часто используют в бизнесе, когда выбирают, на чем сосредоточить свои силы. Дело в том, что многие компании растрачивают свою ресурсы, пытаясь преуспеть в разных сферах, а есть лидеры рынка, которые сосредоточились на чем-то одном. Но как это может помочь лично вам?
В чем суть «принципа ежа», и как он может помочь вам
Есть такая притча о рыжем и обаятельном лисе, который каждый день занимался чем-то новым, заводил знакомства, искал добычу и был уверен, что у него всегда все будет получаться хорошо. Но когда лис встретил ежа, сколько он ни вертелся вокруг, пытаясь отведать колючего на ужин, ничего, кроме травм от иголок, зверь не получил. Все потому что молчаливый и лишенный обаяния еж сосредоточил свою энергию на самом важном — самозащите, и благодаря этому благополучно выжил.
На маркетплейсах мы часто можем видеть компании, выбравшие стратегию «лиса». Они не создают своей продукции, а лишь перепродают массу китайского товара. Распыляясь, эти продавцы получаются сиюминутную прибыль, но могут в любой момент исчезнуть с рынка, если изменятся условия торговли. Но есть другие бренды, выбравшие стратегию «ежа». Они создали уникальные и качественные продукты и свой товарный знак, их вещи покупают независимо от того, на каком маркетплейсе их продают.
Многих блогеров также можно разделить на «лис» и «ежей». Одни выбирают определенную нишу и делают из своего имени бренд, другие по 10 раз меняют тематику и имя аккаунта, лишь бы это соответствовало текущим трендам.
Психологи считают, что стратегия «ежа» может быть более эффективной. Если вы четко уверены в своей идее и упорно продвигаете, то можете занять свою нишу и достичь успеха, как ученые Зигмунд Фрейд, Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, или компания Apple.
Как понять, что сделает успешным именно вас?
Благодаря миллениалам, на рынке труда произошел перекос в сторону людей-«лисов». Так как технологии быстро развивались, многие не знали, в какой профессии найти себя, часто меняли работу и сферу деятельности. Не зря теперь миллениалов называют потерянным поколением, которое и в 40 лет не знает, чего хочет от жизни.
После них появилось поколение зумеров, и у них мы замечаем поверхностные знания. Современные подростки интересуются всем понемногу, но ни в чем не достигают уровня эксперта. Психологи считают, что будущее за теми, кто очень хорошо и глубоко разбирается в определенной теме.
Проведите небольшой тест
Как понять, что может принести вам успех? Задайте себе три вопросы и напишите ответ на бумаге:
Что вы любите делать больше всего? (перечислите несколько занятий, например, рисование, посещение музеев, программирование и просмотр кино в стиле арт-хаус)
В чем вы можете быть лучшим в мире, что у вас получается лучше всего? (здесь вы также можете описать любые занятия, в которых можете преуспеть, если приложите чуть больше усилий)
Что может принести вам материальную выгоду? (что вы можете материализовать, открыв свой бизнес, или устроиться на работу по этой специальности)
Затем начертите три круга, которые должны пересекаться в центре. В каждый из них напишите ответы на 1, 2 и 3 вопросы, и на их пересечении должны оказаться ответы, которые дают одновременно ответ на несколько вопросов. Так вы можете обнаружить, что у вас уже есть то, что сможет принести вам высокий доход. Сделайте упор именно на эту сферу.
Например, если вам нравится иметь дело с детьми, и вы в этом сильны, не стоит распыляться на другие профессии, а попробовать стать няней, репетитором, аниматором или открыть частный детский сад, либо придумать что-то новое в этом направлении.
Кстати, в своем ребенке вы можете также замечать и развивать его сильные стороны. Да, любые кружки и спортивные секции будут полезны для общего развития, но к среднему школьному возрасту уже можно определиться с тем, что ребенку особенно интересно. Как распознать талант, мы уже писали в статье «Как распознать талант своего ребенка — инструкция от профессора».