Какой характер должны носить детско-родительские отношения? Конечно, они должны строится на доверии и уважении, но не всегда понятно, как это применить в жизни.
Почему садик — первый повод для доверия
Впервые, по выражению советского психолога Льва Выготского, «личность выходит на сцену в 3 года», и именно с этого возраста с ребенком придется считаться, слышать его, уважать. Ребенок сам об этом даст знать — своим негативизмом и непослушанием (тот самый кризис 3 лет).
Конечно, везде нужно идти средним царским путем, понимая, что ребенок многого не умеет, многого не знает, но тем не менее — всегда слушать и слышать свое чадо. Пожалуй, впервые этот вопрос встает, когда родители решают вопрос с детским садом: хочет ребенок туда ходить или не хочет? И далее, постепенно взрослея, ребенок все больше закрывается, становится самостоятельным. Он хочет быть самостоятельным! Это важно понимать.
Доверие к ребенку — это и есть уважение к его самостоятельности.
После кризиса 7 лет (это второй акт выхода «личности»), ребенок уже закрывается душой и живет своей жизнью. Для родителей очень важно уметь чувствовать дистанцию и уважать личность того еще маленького человека, у которого уже есть свой путь.
Слышать желания
Часто рядом с вопросом о самостоятельности и доверия стоит вопрос выбора. Когда ребенок проявляет первые качества личности, это сигнал к тому, что выбор придется давать, иначе он его возьмет сам (разными невротическими проявлениями). Умение выбирать — важнейшее свойство личности, оно развивается с возрастом, выбор бывает трудным.
Все мы знаем взрослых людей, которые в ресторане изучают 20 страниц меню, а потом выбирают картофельное пюре. Ребенок до 2-3 лет тем более на такой выбор неспособен, предлагать ему 3 блюда и спрашивать, какое он хочет, бесполезно. Скорее всего, он не выберет ничего и даже расплачется. Или, например, когда в отеле на шведском столе нужно выбрать из 20 блюд, — там и 10-летний ребенок впадает в ступор.
Можно просто показать ему его любимые блюда и быстро принять решение (в таких случаях родитель может сам выбрать и положить ребенку, научить его выбирать). Но, как только ребенок заявит о своих желаниях уже осознанно (это будет понятно), значит, наступил момент проявить родителю свое умение доверять.
Гиперопека — минус доверие
Часто причиной конфликтов родителей и детей становится гиперопека. Вопрос гиперопеки — это вопрос не про детей вообще, это вопрос только про личность родителя. Гиперопека — всегда следствие неумения или нежелания строить свою жизнь и заниматься собственным развитием. Взрослые сначала не научаются решать свои проблемы, а потом начинают гиперопекать детей, думая, что в этом и есть смысл их жизни.
Если вы не доверяете своему ребенку, не можете или не хотите считаться с его желаниями, то стоит разобраться сначала со своей жизнью.
Гиперопека проявляется в разных формах, но всегда представляет собой мягкое или жесткое ограничение свободы личности ребенка, неосознанное насилие. Это можно легко увидеть по раздражению ребенка на попытки чрезмерно его опекать. Гиперопека приводит не к безопасности, а к развитию лени и нежеланию выходить в жизнь, учиться решать проблемы. Возможно, для некоторых родителей это трудно — избегать гиперопеки, но за этим нужно следить, и слушать ребенка: он обязательно укажет на ее наличие.
Что должно оставаться в компетенции взрослого
Известный польский педагог и психолог Януш Корчак говорил, что внимательный и доброжелательный взрослый — все, что нужно для благоприятного развития ребенка. Четких инструкций в отношениях с детьми нет и не может быть. Если вы хотите научиться уважать ребенка и доверять ему — важно ко всему подходить разумно.
Есть вещи, которые находятся только в компетенции взрослого — это безопасность, полноценное питание, медицинское обслуживание, режим дня, порядок в делах и вещах. Всему этому ребенок постепенно научится, точнее — к этому приучится и присвоит себе, сделает это частью своей жизни. Например, учиться в школе или нет — здесь выбора нет, и ребенка нужно контролировать в учебе, давая понять, что это важное для него (прежде всего для него!) дело. Но ребенок может организоваться и сам.
Учиться или нет — здесь выбора нет, и ребенка нужно контролировать в учебе, давая понять, что это важное для него (прежде всего, для него!) дело.
Есть вещи, которые ребенок может выбирать (или учиться это делать). Например, в вопросах дополнительных занятий важно исходить из желаний и возможностей ребенка. Для спорта важно здоровье, характер, физические данные. В искусстве и музыке важен талант, но в любом случае это развивает личность и способности. Все это нужно учитывать в выборе и помогать ребенку выбирать разумно.
Участие взрослого должно быть адекватным
Важно хвалить ребенка и помогать ему — это и есть уважение и научиться этому очень просто. Ребенок не может без похвалы, как растение без солнца. Хвалите за дело, конструктивно подсказывайте, если что-то не так.
Ответственность взрослого — это путь к эффективному взаимодействию с ребенком.
Потакать ребенку в лени, оправдывая это желанием не ограничивать свободу — это наносить вред развитию личности. Есть время делам, есть — отдыху, и ребенок это считывает со взрослого. Попытки переложить ответственность на ребенка, на неумение с ним справляться, на то, что другие специалисты придут и покажут, — это позиция незрелого взрослого.
Если ваш ребенок, к примеру, пристрастен к гаджетам, посмотрите, не слишком ли вы их боитесь и создаете проблему? Гаджеты вошли в нашу жизнь — это неоспоримый факт, это необходимость. Но научиться разумно с ними обращаться ребенок должен от взрослого.
Доверять ребенку — значит, доверять себе
Ребенок нуждается в двух вещах: безусловной любви и порядке, построенном на любви. Поэтому желания контролировать не существует — это обязанность взрослого. Но контроль должен заканчиваться там, где начинается доверие. А доверие вытекает из совокупности качеств и разума ребенка, которого вы воспитали. Уметь доверять ребенку — это уметь доверять себе, это признак зрелой личности взрослого. Вот так причудливо переплетены качества детей и их родителей, они не отделимы.
Доверие и уважение к ребенку — это путь к формированию полноценной личности, умеющей строить свою жизнь, иметь полноценные отношения с другими людьми, найти и заниматься любимым делом. И это счастливая и спокойная старость родителей.